Интервью наместника Спасо-Яковлевского монастыря игумена Августина
октябрьском номере журнала «Православное книжное обозрение» опубликована беседа ответственного редактора Алексея Саганя с наместником Спасо-Яковлевского монастыря игуменом Августином, которая состоялась во время проведения в монастыре исторической конференции, посвященной святителю Димитрию Ростовскому.
Интервью игумена Августина мы предлагаем вниманию читателей.
Беседа с наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря игуменом Августином (Неводничеком)
- Отец Августин, каково, по Вашему мнению, место святителя Димитрия Ростовского в русской литературе? Насколько он в ней значим и насколько при этом он был известен при жизни?
- Общеизвестно, что жития святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского долгое время были излюбленным чтением русских людей, признание и известность они получили с первым же изданием. Кроме них нам известен целый спектр его творений, как собственноручно написанных, так и проповедей, которые также оказали огромное влияние на наших соотечественников.
Святитель Димитрий в истории нашей Церкви относится к святым так называемого нового времени и при этом он стал продолжателем древней традиции Святой Руси.
Сам этот термин - Святая Русь надо понимать в известном смысле: разумеется, что население Древней Руси совсем не сплошь состояло из святых. Это означало, что русский народ мерил свою жизнь примером лучших своих сынов, лучших, в первую очередь, в области духовно-нравственного совершенства. В Евангелии есть такие слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». И веками сокровище русского человека было не в громыхающей внешней силе, не в материальных достижениях - было оно в духовной красоте. Веками идеалом россиян были святые, этим и объясняется такая популярность Четий-Миней.
Святитель Дмитрий жил в непростое время. И вот, именно он стал первым святым, прославленным Русской Церковью в синодальный период. Прославленным вскоре после его блаженной кончины. Настолько неоспоримы были святость его жизни, масштаб его личности, чудотворения от его святых мощей. Ни у кого не могло возникнуть сомнений в том, что это тот человек, на которого нужно равняться.
- Что заставило Дмитрия Ростовского заняться подготовкой новых житий святых? Ведь в его время Четьи-Минеи уже были.
- Действительно, Четьи-Минеи митрополита Макария уже были, но это были рукописные книги, читать которые могли очень немногие люди. Кроме того, это был сборник не только житий, но и творений святых, сборник всего, что к середине XVI века удалось собрать из духовной литературы на Руси. При этом, во времена святителя Димитрия, в Малороссии уже были широко распространены недорогие печатные книги польских католических писателей; в Великороссии же вообще ничего популярного на эту тему не было. Получалось, что православные практически не имели у себя житий святых. То есть задача, которую поставил перед собой святитель Димитрий, в некоторой степени была и задачей борьбы с католической экспансией.
Таким образом, святитель Димитрий создал принципиально новый свод книг для ежедневного и чтения. Для его создания он привлек иной и более широкий круг источников.
- Существует сейчас полный список творений святителя?
- Нет. Вы не поверите насколько это серьезная и многолетняя работа. Сейчас ею заняты исследователи, которые специализируются на рукописном наследии святителя Димитрия.
- Ну а хотя бы ориентировочный список?
- Такой список есть, собрание творений святителя Димитрия впервые было издано в 1786 году. Первым человеком, который собрал все прижизненные печатные издания святителя, а также все, что ему удалось собрать в рукописях, был Яков Афанасиевич Татищев. Он сделал это по собственной инициативе и на свои средства. До этого издавались только отдельные творения. Например, достаточно поздно, в 1784 году, был издан «Келейный летописец», «Розыск о Брынской вере» был издан в 1745 году. Несколько раз издавались Четьи-Минеи и небольшие творения, например, «Об образе Божием в человеке». Проповеди встречались в рукописном виде, но целенаправленно не собирались. Затем собрание творений было переиздано в 1805-м году и в течение XIX века оно периодически издавалось Киево-Печерской Лаврой, Синодальной типографией. С небольшими отклонениями все эти издания повторяли собрание творений, сделанное Татищевым.
Другое дело, что в это собрание творений Татищев поместил некоторые произведения и проповеди, которые нашел среди бумаг святителя Димитрия, но которые святитель переписал для себя, не будучи их автором.
Сейчас отдельными исследователями ведется работа по выявлению этих ошибок. Работа эта небыстрая, кропотливая. На своих научных конференциях мы обращаем внимание исследователей на эту проблему, призывая вести работу в этом направлении.
Также Яков Афанасиевич составил и пространное житие святителя Димитрия, которое некоторые ошибочно приписывают митрополиту Арсению Мацеевичу. Это так называемое синодальное житие предваряет все дореволюционные собрания творений святителя.
- То, что Татищев не собрал, мы, видимо, уже никогда не найдем?
- Нет, это не так, в наше время найдены неизвестные ранее творения, современные исследователи ведут работу в архивах, изучают редкие издания. В результате, например, найдены многие письма, которые в 2005 году опубликованы в книге М.А. Федотовой «Эпистолярное наследие Дмитрия Ростовского».
Таким образом, ситуация с письмами, в основном, прояснилась, теперь на очереди творения. Существует «Роспись книг келейных святителя Димитрия», она напечатана в журнале «Москвитянин» в 1855-м году, это очень большое собрание книг, где, в том числе, могли быть неизданные творения святителя. Там есть сборники под названием «Некоторые вещи неоконченные», «Некоторые вещи кратко собранные» и таких сборников в росписи значится несколько штук. Теперь исследователям предстоит работа над этими сборниками.
- Расскажите об издательской деятельности вашего монастыря.
- Мы издаем сборники по итогам наших научных чтений, которые бывают посвящены либо истории и агиографии Ростовской земли, либо личности и эпохе святителя Димитрия и его окружения. Вообще, при участии некоторых московских издательств нами выпущен уже достаточно большой список книг, не буду сейчас перечислять все эти издания. Отмечу только, что очень востребованным оказался изданный нами путеводитель по ростовским святыням. Наш город входит в Золотое кольцо России, его посещает большое количество паломников и просто туристов, в том числе и из-за рубежа. При этом у нас не было нормального качественного путеводителя. Недавно мы такой путеводитель издали и вот уже собираемся переиздавать, потому что его буквально расхватали. Также мы выпустили и видео-приложение к путеводителю.
- До этого издавались какие-то путеводители по Ростову?
- И до этого были, и сейчас есть в Ростове путеводители, но абсолютно все они написаны в исключительно светском ключе, кроме того, они слишком краткие, и ни один из них не дает целостного представления о Ростове Великом - городе, в который люди со всего мира едут, прежде всего, из-за уникальных архитектурных христианских памятников и православных святынь. Наш путеводитель является самым полным и красочным, в нем рассказано абсолютно обо всех святынях и памятниках города.
Многие сведения впервые стали доступны для гостей нашего города, мы говорим о малоизвестных святых и чудотворных иконах, о которых не написано ни в одном изданном до этого путеводителе.
- В вашем монастыре, конечно же, есть библиотека.
- Как и при любом крупном монастыре, а наш монастырь является крупнейшим мужским монастырем Ярославской митрополии.
Библиотека открыта как для братии, так и для прихожан монастыря и вообще жителей нашего города - всего в нее записано около 500 активных читателей.
Книжный фонд у нас постоянно пополняется. Из книг, которые поступают в продажу в нашу монастырскую книжную лавку, в библиотеку передается один-два экземпляра. Библиотека стала клубом для наших прихожан, где они могут собраться, пообщаться, в ней проводятся кино- и литературные встречи. Наш библиотекарь Кира Егоровна сумела организовать работу с читателями, они собираются по церковным праздникам, чьим-то дням рождения, каким-то другим событиям.
Мы считаем, что монастырь, где почивают мощи святителя Димитрия, просто должен заниматься и просветительской деятельностью. Мы стараемся найти возможность помочь тем, кто вообще ничего не имеет. Полтора года назад наша библиотека осуществила комплектацию библиотек ростовских общеобразовательных школ литературой духовно-нравственного содержания. Мы поставили себе задачу, чтобы в каждой ростовской школе был минимум книг по основам православного мироведения. Например, Закон Божий Слободского или общая история Церкви, также мы обратили внимание на книги, которые могли бы быть полезны преподавателям по Основам православной культуры. Параллельно с комплектацией библиотек мы начали работу с педагогами, которые хотят получить первоначальные знания по предмету «Основы православной культуры».
- Эти педагоги - ваши прихожане?
- Нет, работа с ними была организована через городской отдел образования. На наше предложение откликнулись педагоги Ростова и Ростовского района. И поскольку условия работы в сельской и городской школе разные, то и семинары для сельских и городских педагогов велись отдельно. Педагоги, принявшие участие в семинарах, имели возможность получить дополнительную литературу уже для себя.
- Мы забыли упомянуть одну тему - святитель Димитрий и дети. Известно, что он создал в Ростове школу для детей.
- Кстати, то же самое делал в свое время и святитель Леонтий Ростовский, когда увидел, что взрослые не хотят его слушать. Он поселился неподалеку от Ростова и стал приручать детей. Обратив внимание на подрастающее поколение, он создал среду, которая впоследствии стала христианской закваской на этой земле. И мы тоже не стали ничего нового придумывать, а просто открыли при монастыре воскресную школу.
Публикация:
«Сокровище святости». Беседа с наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря игуменом Августином (Неводничеком) // Православное книжное обозрение. 2013 г., октябрь. № 10 (33). С. 28-31.