Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Игумен Дорофей (Павлов): «я пойду и умру за Христа»

Рубрика: ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ (новости)
Просмотров: 124
Подписаться на комментарии по RSS

Игумен Дорофей (Павлов)B 1920-х годах насельником нашего монастыря был иеродиакон Дорофей (Павлов), впоследствии возведенный в сан игумена. В 1938 году он принял мученическую смерть за отказ отречься от Бога и веры.

Предлагаем Вашему вниманию небольшой документальный фильм об отце Дорофее и его жизнеописание, составленное Сергеем Олеговичем Сибиревым.

Игумен Дорофей (в миру Дмитрий Павлович Павлов) родился 7 сентября 1880 г. в крестьянской семье д. Карманово Орешковской волости Рузского уезда Московской губернии. Согласно послужному списку братии Зосимовой пустыни за 1917 г., Дмитрий Павлович «грамоте обучался дома».

Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Открытка нач.XX в.

14 сентября 1903 г. Дмитрий Павлов поступил послушником на испытание в Свято-Смоленскую Зосимову пустынь Александровского уезда Владимирской губернии, где «послушание нёс в портновской». С 13 декабря 1906 г. Дмитрий Павлов был определен послушником пустыни и облачен в рясофор. 15 марта 1913 г. послушник Димитрий был пострижен в монашество с наречением имени Дорофей. 27 апреля 1914 г. инок был рукоположен во иеродиакона. Отец Дорофей «исполнял чреду священнослужения и клиросное послушание». Согласно послужному списку братии за 1917 г., иеродиакон Дорофей был «очень хорошего поведения».

Похороны схиигумена Зосимовой пустыни Германа (Гомзина). 1923 г., январь.

30 января 1923 г. отошёл ко Господу схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман (Гомзин), предсказавший, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Троице-Сергиева Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. Большевики разогнали Зосимову пустынь в один день – на Вознесение Господня, которое пришлось в 1923 г. на 19 мая.

После закрытия пустыни иеродиакон Дорофей (Павлов) был принят в число братии Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, где преосвященным Иосифом (Петровых) епископом Ростовским был возведен в сан архидиакона. Иеродиакон Дорофей (Павлов). 1923 г.Во время своего служения в Ростове Великом отец Дорофей познакомился с будущим епископом Неофитом (Коробовым).

Согласно некоторым источникам, архидиакон Дорофей (Павлов) продолжил своё иноческое служение в Ильинском скиту Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам, но эти сведения подтверждения не получили.

В 1920-е годы Ростовская Спасо-Яковлевская обитель существовала в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских церквях – теплой святого Иакова Ростовского и холодной – святого Димитрия Ростовского, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов.

Митрополит Иосиф (Петровых)

В 1929 г., после окончательного упразднения монастыря, преосвященный Неофит (Коробов), назначенный епископом Ветлужским, предложил отцу Дорофею переехать в г. Ветлугу Нижегородской губернии, и тот сразу же согласился. 21 ноября того же года архидиакон Дорофей (Павлов) был перемещён к собору Воскресения Христова на первое штатное дьяконское место.

Во время гонений 1930 г. власти сняли с Воскресенского собора колокола и на время закрыли его. Один из благочестивых прихожан не побоялся поехать к начальству в Москву и добился разрешения на открытие собора. За это время кое-где стекла в храме побили, и, хотя внутри было нетронуто, но уже потянуло духом запустения и смерти.

К тому времени отец Дорофей был рукоположен во священника к церкви Троицы Живоначальной в г. Ветлуге, позже – рукоположен во иеромонаха и возведён в сан игумена. В 1935 г. власти обложили храм непосильным налогом, ни у священников, ни у прихожан такой суммы не было, и церковь была закрыта. По всей видимости, игумен Дорофей (Павлов) и священник Вячеслав Ильинский перешли служить в церковь святой Екатерины. В том же году священнослужители г. Ветлуги были лишены избирательных прав.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Нач. ХХ в.

Игумен Дорофей был человеком исключительной любви к ближнему. К греховным поступкам он был строг, но сердце имел мягкое и доброе. Из-за его доброты к нему любили приходить дети. И пока он их не накормит и не оделит каждого подарком, не отпустит. Если случалось ему идти с паломниками на престольный праздник к преподобному Макарию и остановиться на ночлег, отец Дорофей не успокоится, пока не устроит и не утешит всех идущих с ним паломников.

Заповедь деятельной любви к ближнему была особенно близка сердцу игумена Дорофея. И скорбело оно, видя грядущее в мир ожесточение. Одной молодой прихожанке он говорил: «Вот ты замуж вышла, в матери вступила, сумей теперь в страхе Божием детей воспитывать. Придет время – детей будут выбрасывать из поезда, все будут мучиться». Пришло время, и из Ветлуги и окрестностей повезли в ссылку крестьян, выбрасывая умерших в дороге.

Троицкий храм, г. Ветлуга. Нач. ХХ в.

Когда на душе становилось скорбно и тяжко, отец Дорофей с особой ревностью припадал к Богу: «Боже милостив! Боже, я так устал и так немощен, помоги!» - и не бывало случая, чтобы Господь не пришел и не подал Свою благодатную помощь, от которой истаивала скорбь.

Игумен Дорофей любил молиться и молился подолгу. В Боге и Церкви он видел единственное утешение: «Ходите, пока не поздно, пока церкви у нас православные», - говорил отец Дорофей на проповеди, - «а то будут такие церкви, что незачем туда будет ходить».

В то страшное время священников Ветлуги вызывали в милицию и принуждали отказаться от священства, действуя где угрозой, где лестью. К чести пастырей, все они показали себя верными Христу.

Игумену Дорофею искусители говорили:

- Ты такой молодой, такой красивый, что тебе губить себя? Иди к нам, мы тебе любую работу дадим, работай и будешь жить, только положи на стол крест, откажись от монашества и священства.

Игумен Дорофей отвечал:

- Зачем я буду отказываться от Бога? Я один, у меня нет ни жены, ни детей, никто из-за меня не пострадает, я пойду и умру за Христа. От Бога я не откажусь, что хотите со мной делайте. И крест я с себя не сниму.

Иеромонах Руфин (Демидов), игумен Дорофей (Павлов), епископ Неофит (Коробов) и священник Вячеслав (Ильин) с матушкой. 1930-е гг.

Тогда льстивые гонители отпустили отца Дорофея, но уже в августе 1937 г. волна жестоких репрессий захлестнула ветлужскую округу – было арестовано несколько десятков священнослужителей, входивших в так называемую «церковно-фашистскую, диверсионно-террористическую, шпионско-повстанческую организацию» возглавляемую владыкой Неофитом (Коробовым).

12 октября 1937 г. был арестован и отец Дорофей, указанный в анкете НКВД как «священник кладбищенской церкви» святой Екатерины. В ноябре того же года по стандартной для того времени статье 58, пунктам 10 и 11 УК РСФСР тройкой при УНКВД Нижегородской области 57-летний игумен Дорофей (Павлов) был приговорён к высшей мере наказания.

Игумен Дорофей (Павлов) принял мученическую кончину 1 февраля 1938 г. и был похоронен в безвестной могиле.

По делу мифической организации, возглавляемой епископом Неофитом, с октября 1937 г. по февраль 1938 г. проходило 24 человека: в основном это были священнослужители Ветлужской округи, а также игумен Дорофей (Павлов). Обвинение строилось на нелепых и абсурдных «доказательствах», а все арестованные по делу пережили издевательства и пытки. 23 человека, проходившие по делу Ветлужского епископа, были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, лишь один человек получил десять лет лагерей. Впоследствии, в 1957 г., их следственные дела были признаны сфальсифицированными.

Свято-Екатерининская кладбищенская церковь, г. Ветлуга. Нач. ХХ в.

В 1992 г. игумен Дорофей (Павлов) был внесён в список новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Русской Православной Церкви XX в., но к настоящему времени прославлен не был.

С. О. Сибирев