Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви
Просмотров: 1333
Подписаться на комментарии по RSS
Обращаемся к святым, канонизованным в текущий синодальный период к общему празднованию.
Первым святым, канонизованным в текущий синодальный период к общему празднованию, был знаменитый Димитрий, митрополит Ростовский, скончавшийся 28-го Октября 1709-го года и погребенный в Ростовском Яковлевском монастыре, в соборной церкви последняго. 21-го Сентября 1752-го года, по случаю починки повредившагося пола церкви над могилой святителя, были обретены нетленными его мощи. [Подробности обретения мощей см. в донесении о сем событии митрополита Ростовскаго Арсения Мацеевичаоду, которое печатаем ниже в приложениях]. От мощей тотчас начали совершаться чудотворения, пошедшия потом непрерывным рядом. [Мощи открыты были 21-го Сентября 1752-го года, а митрополит Ростовский Арсений Мацеевич в своем донесении Св. Синоду от открытии мощей от 10-го Октября того же 1752-го года уже извещал Синод о нескольких исцелениях, совершившихся при гробе святителя]. В конце 1756-го истребованы были Св. Синодом от митрополита Ростовскаго Арсения Мацеевича записи о чудесах, совершившихся при гробе святителя. [Ответ Арсения Мацеевича духовнику императрицы протоиерею Дубянскому на его требование от имени государыни, доставить сведения о чудесах, происходящих у мощей преосвященнаго Димитрия, посланный 27-го Сентября 1756-го года, и доношение Арсения Св. Синоду на требование последним от имени государыни тех же сведений, посланное в первых числах Декабря того же 1756-го года, см. в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1872-го года, № 9, стр. 66, а уведомление Дубянским архиепископа о получении от него двух копий с записки о чудесах у мощей Димитрия, датированное 10-м Октября того же 1756-го года, - в тех же ведомостях 1894-го года, № 24. Из ответов Арсения протоиерею Дубянскому и Св. Синоду видно, что он относился к славе святителя Димитрия с непонятным и неизвинительным пренебрежением. Свое недонесение Св. Синоду о чудесах Димитрия после открытия мощей святителя в 1752-м году он сам объясняет тем, что сперва за суетами и забвением не любопытствовал о них (!), а что потом за теми же суетами и болезнями не спешил доносить. Сама ли императрица помнила и помышляла о святителе Димитрии, или кто напомнил о нем, остается неизвестным]. Вслед за тем наряжена была Синодом комиссия из митрополита Суздальскаго Сильвестра, архимандрита Симонова монастыря Гавриила и самаго митрополита Ростовскаго для осмотра мощей святителя и для дознания о происходящих при них (мощах) исцелениях [Указ Св. Синода о комиссии Арсению Мацеевичу от 17-го Декабря 1756-го года – в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1872-го года, № 9, стр. 68]. После исполнения комиссиею в Январе 1757-го года возложеннаго на нее поручения [Донесение комиссии печатаем в приложениях], Св. Синод входил с докладом к государыне о причтении Димитрия к лику святых, на что и последовало изволение государыни 1-го Апреля 1757-го года. В указе о сем Св. Синода митрополиту Ростовскому от 15-го Апреля 1757-го года пишется: «Всепресветлейшая, державнейшая, великая Государыня наша Императрица Елизавета Петровна против поданнаго Ея Императорскому Величеству от Синода о новоявленных преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго мощах доклада оныя святыя мощи за совершенно святыя мощи огласить, празднование оному новоявленному чудотворцу святителю Димитрию 21-го числа Сентября (коего оныя святыя мощи обретены) установить, всенощныя бдения и молебныя пения желающему народу открыто отправлять, и тому новоявленному чудотворцу особливую службу сочинить, и в печатаемыя книги, в кои надлежит, оное святых мощей обретение, с приложением жития его с прочими наряду внесть высочайше указать изволила» [Указ в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1872-го года, № 1, стр. 3]. А в указе Св. Синода к тому же митрополиту Ростовскому от 22-го числа того же Апреля месяца того же 1757-го года о всенародном объявлении о новообретенных святых мощах излагаются мотивы, по которым установлено празднование святителю Димитрию, именно, здесь читается: «Понеже во дни ныне благочестивейшия Ея Императорскаго Величества державы, то есть в 1752-м году Сентября 21-го покойнаго преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго тело, в 1709-м году в Октябре месяце в Ростовском Яковлевском монастыре погребенное, через сорок три года обретено не точие со многою, но почти совсем с отменною от прочих погребенных тел отличностию, и с того времени даже поныне, чрез полпята года частыя происходят от того тела чудеса, то есть слепые прозирают и разслабленные и другими тяжкими и неисцелеными болезнями одержимые чрез призывание по Бозе его к себе в помощь и приносимыя при том молитвы и усердие благодатию Божиею исцелеваются, что все как Вашим Преосвященством, так и нарочно посланными от Святейшаго Синода Преосвященным митрополитом же Суздальским Сильвестром и Симонова монастыря архимандритом Гавриилом изследовано и в самой истине без всякаго сумнения утверждено: в разсуждении каковых доныне происходимых от того тела чудес и удовлетворительнаго о том от вышеозначенных, яко вероятия достойных, персон засвидетельствования, и о совершенном онаго за святыя мощи почитания их признания, также и по его святому и богоугодному житию и церкви святой всем известными и полезными трудами и Святейший Синод не инако о том разсудил, как оное вновь обретенное покойнаго преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго тело за самыя святыя мощи противо других свято почивающих святых угодников Божиих мощей почитать и иметь должно, о чем и Ея Императорскому Величеству всеподданнейше от Святейшаго Синода докладом было донесено» [Указ в Ярославских Епархиальных Ведомостях. 1872-го г., № 19, стр. 22]. Изъявив свое согласие на причтение святителя Димитрия к лику святых, императрица Елизавета Петровна, как говорится в указе Синода Арсению Мацеевичу от 15-го Апреля 1757-го года, «точие перенесением святых мощей в другое место до указу обождать высочайше повелела». Это значит, что государыня, решившая устроить серебряную раку для мощей святителя, сама желала присутствовать при положении мощей в устроенную ею раку. Не знаем, почему, но дело замедлилось и государыня скончалась 25-го Декабря 1761-го года, не исполнив своего желания лично переложить мощи святителя в новую раку. Это последнее сделала Екатерина II 25-го Мая 1763-го года. [Вышла незадача и со службой святителю Димитрию. Получив от Синода, в его указе от 15-го Апреля 1757-го года, поручение в непродолжительном времени сочинить службу, Арсений Мацеевич, сам будучи болен или только оправдываясь болезнью, возложил исполнение поручения на архимандрита Толгскаго монастыря Вонифатия (по фамилии Борецкаго, малоросса из теперешней Австрийской Галиции, переведенному на службу к митрополиту Ростовскому из проповедников Московской Академии, см. биографию Вонифатия в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1893-го года, № 8 и 9). Вонифатий написал две службы. Но Арсений обе их признал неудовлетворительными. Тогда вызвался написать третью службу приезжавший в Ростов (для поклонения святителю Димитрию) епископ Переславский, последующий архиепископ Крутицкий и Московский, Амвросий Зертис-Каменский, труд котораго Арсений и представил Синоду при доношении от 10-го Декабря 1757-го года. Но Синод нашел, что служба, составленная Амвросием, «хотя и изрядна, но понеже высоко и вся почти аллегорически сочинена, и тако простому народу, для него же и наивящая состоит потреба, внятна и вразумительна быть не может», и поэтому предложил было епископу потрудиться сочинить новую службу «внятным простому народу штилем». Однако Амвросий весьма обиделся на отзыв Синода об его первой службе и в смелом и едком репорте, посланном 24-го Марта 1758-го года, отказался от писания второй службы. Указом от 10-го Апреля 1758-го года Синод потребовал от Арсения прислать службы, сочиненныя архимандритом Вонифатием; митрополит послал службы при донесении от 7-го Мая 1758-го года, и на этом дело и стало (см. Ярославския Епархиальныя Ведомости 1872-го года, № 1, стр. 3-7, и 1894-го года № 25, с. 392-395). Не знаем, по распоряжению ли Св. Синода или по старанию властей Яковлевского монастыря, одна из служб святителю Димитрию, принадлежащих Вонифатию, в конце 1758-го была напечатана в Москве, а в следующем 1759-м году была перепечатана в Москве и Киеве; но что служба не была аппробована к употреблению, следует заключать из того, что в Уставе, в Последовании церковнаго псалмопения по месяцеслову, под 21-м Сентября, предписывается относительно службы святителю Димитрию: «Службу святителю отправлять по общей минеи».
Для переложения мощей святителя Димитрия в серебряную раку Екатерина приехала в Ростов 23-го Мая 1763-го года. Остановившись в Кремле, в архиерейском доме, она на другой день, в 8-мь часов утра, отправилась пешком в Яковлевский монастырь и слушала в нем литургию. Вечером того же дня, в 9-м часу, она опять прибыла в монастырь, и после того, как гроб с мощами святителя вынут был из каменной раки, в которой он находился, и покрытый пожалованной от нея (императрицы) богатой парчой, поставлен был среди церкви перед царскими дверями, совершены были в ея присутствии всенощная и заутреня, которыя отправляемы были прибывшими в Ростов для торжества митрополитом Новгородским Димитрием Сеченовым, архиепископом Петербургским Гавриилом –Кременецким, архиепископом Крутицким Амвросием Зертис-Каменским и Троицким архимандритом Лаврентием Хоцятовским с другими архимандритами (а митрополит Ростовский Арсений Мацеевич незадолго перед тем, 14-го Апреля 1763-го года, был лишен сана и сослан). 25-го Мая, которое было в Воскресенье, по утру, императрица шествовала из архиерейского дома в соборную церковь, а из соборной церкви в крестном хождении, быв сопровождаема помянутыми архиереями и при участии прочаго духовенства, в Яковлевский монастырь. По прибытии императрицы в монастырь мощи святителя Димитрия подняты были архиереями и архимандритами для обнесения их кругом церкви, и когда оне были вынесены из церкви, то императрица, учиня им земное поклонение, присоединилась к архиереям с своим генералитетом и несла их с последними своею особою около всей церкви. По внесении в церковь мощи положены в новопостроенную серебряную раку, которая была поставлена на месте прежней кирпичной, после чего совершена была литургия, закончившаяся молебном святителю Димитрию с пушечной пальбою (см. запись о приезде императрицы в Ростов для переложения мощей, напечатанную в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1876-го года, № 47, стр. 371, а также Описание Ростовскаго ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго, что на Песках. СПб., 1849. С. 58)].
«Святейшему Правительствующему Синоду
доношение.
Минувшаго Сентября 18 дня 1752 году предложенным мне, нижайшему, от домовой моей Ростовской економической канцелярии докладом представлено, что Ростовского приписного к дому моему Яковлевскаго монастыря в настоящей каменной церкви Зачатия Пресвятыя Богородицы на правой стороне при стенах южной и западной, где стоит гробница, под коею погребен антцессор мой покойный преосвященный Димитрий митрополит, в углу имеющейся, чугунными плитами насланной, пол весма вниз опустился и многие плиты трясутся, от чего немалая опасность есть, дабы во время отправления в той церкви священнослужения при народном собрании тот пол не провалился, и от того не могло учиниться какого повреждения. По которому докладу велел я дому моего економу игумену Геннадию показанную гробницу с того места, на коем она поставлена, сдвинуть и поставить на другом месте, а опустившийся пол разобрать, и под ним осмотреть, от чего опустился и как его надлежит по-прежнему исправить, (и) о том предложить мне. И того же Сентября 19 числа оной економ игумен Геннадий доношением представил, что он показанную гробницу, коя имелась деревянная, с того места содвинул, и поставил в той же церкви в другом месте, а опустившийся пол разобрал, и когда плиты чугунные подняты, тогда под ними усмотрено, что своду никакого каменнаго не имелось, а имелось толко насыпано под теми чугунными плитами песку, земли, щору (сору) весма много, да и оное насыпанное имелось также как тот пол, весьма опустившееся, и для того оное насыпанное стали выбирать, и усмотрили под оным насыпанным деревянной обруб весма сгнившей, в котором, как ему, економу, объявили того монастыря монашествующие, поставлен был гроб с телом преосвященнаго Димитрия, и тот обруб, как видно, был зделан из сырых толстых бревен, и сверху того обруба вместо крышки положены были такие же толстые доловые бревна, кои от великой тягости на них показаннаго насыпаннаго по полам, знатно, давно уже переломились и теми переломленными концами вниз опустились и от того внутрь того обруба из показанного насыпаннаго земли и песку весма много насыпалось, от чего как оное насыпанное зделалось ямою, так и означенной пол опустился, и не выняв того обруба, яко весма согнившаго, показанного полу исправить по прежнему никак не возможно. И по тому доношению велел я показанной согнившей обруб разобрать, и из него землю всю выбрать вон и тогда, каким образом исправить оной пол надлежит, предложить моему смирению.
А того же сентября 21 дня означенной дому моего эконом игумен Геннадий доношением представил, что по выбрании им из того обруба земли и по разобрании того согнившего обруба, усмотрил он преосвященнаго Димитрия гроб, у коего де верхняя крышка от переломившихся положенных на обруб доловых бревен вся розломлена и згнила, а сквозь скважни той крышки видно покров, шапка и одеяние, на его преосвященство надетое, нетленное, под тем же гробом каменнаго фундамента никакого не имеется, к тому же показанной обруб весма близко стены церковной был поставлен, а место имеется не весма высокое и земля не крепкая, но самая слабая, и ныне де надлежит оной гроб от стены отодвинуть и к стене снизу зделать каменной прибуток, ибо еже тот гроб от стены не отодвинуть и каменного прибутку не зделать, то может стена на болшее повреждение приити, понеже де и так явились уже на стенах разселины, потому что фундамент от согнития показанного обруба и сырости несколко не надежен, ради же показанного гробу надлежит зделать каменную гробницу, и тогда можно будет пол исправить по-прежнему, а без того де инако исправить никак не можно. А понеже его преосвященство покойный преосвященный Димитрий митрополит, преставившийся в 709-м году в октябре месяце, имелся, как весма небезъизвестно, жития богодухновеннаго, о чем же и в напечатанной о брадобритии книжке, в предуведомлении к читателю, показано тако: «Димитрий, преосвященный митрополит Ростовский и Ярославский, муж благочестия и разума исполнен, о нем же свидетельствуют труды его в четьях минеях и в различных поучениях сотворенныя», ныне же при разобрании пола гроб его преосвященства оказался, как объявленный економ доношением своим объявил, что сквозь раздавленную гробовую крышку на его преосвященстве видно покров, шапка и одеяние нетленное, так при том случае следует его преосвященство посмотрить.
Того ради показанного ж 21 числа я с оным економом, да духовником моим и с некоторыми дому нашего иеромонахами в тот Яковлевский монастырь ездили и тот гроб преосвященнаго Димитрия осматривали и имеющуюся на том гробе раздавленную и согнившую гробовую крышку с того гроба собрали и в том гробе смотрили, а по осмотру нашему явилось: в том гробе от переломления верхней крышки земли весма много, у того же гроба возглавия не имеется, кое отвалилось, знатно, от обдавления бревен с обруба, а другие места того гроба целы, и внутри того гроба обито отласом рудожелтым, которой имеется тверд; на лице его преосвященства имеется покров камки желтой, на главе шапка зделана из тафты рудожелтой же, на которой вместо дробниц написаны святыя иконы золотом и красками, одеяние на нем: омофор и сакос и поручи и другое все – нетленное, крест святый медный позолоченный, которой надет был на выю на тониньком шелковом тканце, невредим же и с тканцом; на евангелии святом, которое имеется на перстах у его преосвященства, распятие Господне и три евангелиста имеются невредимы ж, а внутри того евангелия бумага вся сотлела; в руках у его преосвященства чотки имеются шелковыя невредимы ж; на главе его преосвященства власы имеются в целости; лице же его весма почернело, а у носа хряща не имеется и глаза впали, исподняя же челюсть не отвалилась, и на браде власы имеются все в целости; бошмаки черные видны и тверды.
И дабы из того гроба земля вся выбрана, и его преосвященство обстоятелно был осмотрен, того ради велел я Спасоярославскаго монастыря архимандриту Варфоломею с экономом моим и с другими дому нашего иеромонахи и иеродиаконы тот гроб совсем с исподи вынять наверх и поставить в церкви, и из него всю землю со всяким бережением выбрать и его преосвященство обстоятельно осмотрить, и ту опись предъявить моему смирению; и потом поставить оной гроб совсем в другой новой гроб, а между тем велеть эконому, дабы возможно наискорее сысподи к церковной стене прибуток зделать и все то место, где был гроб его преосвященства и где пол опустился, закласть кирпичем, дабы впредь не могло быть стенам и полу повреждения, и тогда пол исправить по-прежнему, а для гробу его преосвященства зделать на верху на том же месте, где прежде поставлен был, каменную гробницу, и когда зделается, то представить мне немедленно.
А того ж Сентября 30-го дня поданным моему смирению означенной Спасоярославской архимандрит Варфоломей, да дому нашего економ игумен Геннадий, иеромонахи: Серапион, Иоаким, иеродиаконы: ризничей Игнатий, Петроний, Вонифатий доношением представили: что они того ж Сентября 27 дня в Яковлевский монастырь ездили и гроб преосвященнаго Димитрия ради опасности таковой, что когда они начнут вынимать его, то б в нем лежащие мощи не выпали, подкопали и усмотрили, что у оного гроба дно все цело, а под тем местом, где оной гроб стоял, сысподи имелась грязь, и оной гроб выняли из ямы наверх и поставили на правой стране за клыросом и из него землю всю со всяким бережением выбрали и его преосвященство обстоятелно осматривали, и в таком качестве по осмотру их оказался, о том представили при том доношении за руками своими обстоятелную опись, и того ж Сентября в 29 день вышеписанной гроб с мощми со имеющимся на них одеянием вложили в новозделанной гроб и поставили на том же за правым крылосом месте на одре. А в описи их написано тако: на главе его преосвященства шапка рудожелтой тафты, на ней написаны святыя образы: первой Спасителев, вторый по правую страну Богоматере, третий по левую страну – Предтечев, подле Богоматере – архангела Михаила, возле предтеча – Гавриила, на верху – Богоматери же Знамения, опушка горностайная вся згнила, кроме кожи, которая ко лбу прилепла; покров, на лице положенной, камки желтой, подложен тафтою, твердый, очи внутрь вглубились, на носе и на обоих щеках кожа знатна, у носа хряща, да под тем верхней губы нет, зубы верхние и исподние с челюстию целы, на главе власы русыи, також и на браде русыи целы же, возложенной на выю крест медный позлащенный на тканцу шелковом красном весь цел и светел и тверд, омофор и сакос, подризник, епитрахиль, зделанные из желтой материи гвоздичного цвету, полица желтая комчатная, обложены зеленым круживом, у омофора и сакоса и у епитрахили пуговицы шелковые зеленые все целы и тверды; на персях лежащее евангелие полудестевое обложено бархатом красным, бархат потлел; на оном евангелии дробницы серебряные, на первой в средине вырезано распятие с предстоящими, а на трех, кои по краям, три евангелиста целы и чисты, а четвертаго евангелиста не имеется, и в том евангелии бумажные листы истлели; да под главою онаго покойнаго преосвященнаго Димитрия митрополита положенныя трудов его писания, писанныя на бумаге, истлели ж. Руки сложенные на персях – правая цела, а левая в локте в составе отделилась; в руках чотки шелковые имеются тверды, токмо цвет переменился от насыпавшейся в гроб земли, тако ж и поручи на руках вышеписанной же гвоздичной материи, целы же, точие у правой руки у четырех перстов – у указателного, да у великосредняго и подле его сущаго и у мизинца по два состава переломившеюся доскою от бывой на ней земли и протчаго тяжести оттерло, из коих один и с ногтем имеется в серебряном ковчежце и за стеклом, при (три) протчих тут же на персех имеются; у ног голени и в коленах составы целы, крепки, как и у протчих мощей бывает; на ступенях бывые башмаки кожаные целы, в коих имеются ножных ступеней кости, под бошмаками орлец кожаной цел же; колода дубовая внутрь обита отласом рудожелтым, которой во всей той колоде и у подгнившаго возглавия весь цел же и тверд и цветен; гвозди железные, которыми отлас был прибит, в прах изоржавели; оная гробница от исподу имелась в грязи, а не повредилась.
А сего Октября 8-го дня поданным моему смирению дому моего економ игумен Геннадий доношением представил, что в означенном Яковлевском монастыре к церковной стене с исподи прибуток зделан, и все то место, где был гроб преосвященнаго Димитрия митрополита, тако же и где пол опустился, закладены и пол церковной исправлен по прежнему, а для гробу его преосвященства наверху на том месте каменная гробница зделана. Того ради онаго 9-го числа Октября я, нижайший, взял с собою Спасоярославскаго монастыря архимандрита Варфоломея, да реченнаго эконома игумена Геннадия, и духовника моего иеромонаха Кондрата, и других дому моего иеромонахов и иеродиаконов, в Яковлевской монастырь ездил, и по поданной мне от реченнаго Спасоярославскаго архимандрита Варфоломея с протчими учиненной ими его преосвященству обстоятелной описи сам его преосвященство вторично свидетелствовал, и по свидетелству моему оказалось по оной описи все сходственно; и потом прежде литургии, отправя по его преосвященстве понихиду, гроб его преосвященства, совсем положенной в новой дубовой гроб же, поставил в новозделанную каменную гробницу, и тот гроб покрыл крышкою, также и ту гробницу покрыл другою крышкою ж, и у гробницу запер замком и запечатал моею печатью, а ключи от той гробницы отдал на сохранение економу моему; и о том о всем во известие Святейшему Правительствующему Синоду сим доношением благопочтенно предлагаю.
Святейшаго Правительствующаго Синода послушник смиренный Арсений, митрополит Ростовский и Ярославский, своеручно.
Октября 10 дня 1752 года».