Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов)
Просмотров: 5494
Подписаться на комментарии по RSS
ЕВСТАФИЙ (Евдокимов Евгений Владимирович) – епископ Читинский и Забайкальский. Родился 1 ноября 1951 года в Башкирской АССР. Окончил среднюю школу, служил в армии, после демобилизации поступил в 1974 году в Московскую духовную семинарию, затем в Академию, которую окончил в 1981 г. В 1980 году в Свято-Троице-Сергиевой лавре (г. Сергиев Посад) принял монашество. В 1982 году стал священником (иеромонахом). В 1984 году был направлен в Москву на восстановление Свято-Данилова мужского монастыря. В 1988 году был направлен в качестве духовника и строителя во вновь открытый в городе Ярославле Толгский мужской монастырь. В 1991 году назначен наместником открытого в том же году в городе Ростове Великом Ярославской области Спасо-Иаковлева Димитриева мужского монастыря. 29 декабря 1999 года был назначен епископом Читинским и Забайкальским. 30 января 2000 года был рукоположен во епископа. 14 февраля 2000 года прибыл в город Читу.
Решением Священного Синода от 28-29 декабря 1999 г. наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря архимандрит Евстафий назначен епископом Читинским и Забайкальским. 29-30 января в кафедральном Московском Богоявленском соборе состоялась хиротония архимандрита Евстафия во епископа Читинского и Забайкальского. Посвящение архимандрита Евстафия во епископа было совершено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении архиереев: Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, Сергия, митрополита Солнечногорского, Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского, викария Московской епархии, Евсевия, архиепископа Псковского и Великолуцкого, Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, Саввы, епископа Красногорского, викария Московской епархии, Алексия, епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. При наречении во епископа Читинского и Забайкальского, совершившемся за всенощным бдением 29 января архимандрит Евстафий сказал:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Преосвященные архипастыри, Святители Церкви Божией! В определении Вашего Святейшества и Священного Синода быть мне епископом я вижу волю Божию, без которой ничего не совершается в мире, поэтому смиренно приемлю великий жребий служению Богу и людям и ничего вопреки глаголю. Если бы мне позволено было поступать по движению моего сердца, я молил бы «да мимо идет от меня чаша сия» (Мфю26, 39), но когда умолкла в душе моей первая буря «помышлений сумнительных» и испытав совесть перед Богом, чувствую, что я был чужд желаний высших почестей.
В смущении и трепете предстою я сейчас перед Вами. От этого высокого служения уклонялись и святитель Иоанн Златоуст, и святитель Григорий Богослов, и великий печальник земли Русской – преподобный Сергий.
Не могу скрыть от Вас внутреннего волнения и страха, которые «обуревают смиренную мою душу» от сознания своего недостоинства и того, как много ждет от епископа Святая Церковь. Смогу ли, как того требует Господь, быть солью земли и светом мира (Мф.5, 13-14).
Знаю, по Священному Писанию и святым отцам, что епископ должен иметь глубокую и горячую веру, самоотверженную любовь к Богу и людям, кротость, воздержание, умеренную строгость, житейскую мудрость, дар слова и еще много других достоинств.
Не буду здесь говорить о чувствах своей греховности и личного недостоинства, которые сознаю и глубоко переживаю, и которые ведомы Богу. Верю, что благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», дарует мне в хиротонии то, чего – недостает.
С детских лет познал я, что «помощь моя от Господа, сотворившаго небо и землю» (Пс. 120, 2). Мысленно возвращаясь в далекие дни юности, вижу, что «Господь пасет мя» (Пс. 22,1), что Он, Всемилостивый, привел меня в Московские духовные школы и сподобил отложить «житейского обычая шатание» в обители Живоначальной Троицы и у раки преподобного Сергия облечься в ангельский образ.
С полной отдачей самого себя нес я послушания и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Свято-Даниловой обители, и в Толгском монастыре, и в Спасо-Яковлевом Димитриевом монастыре.
С глубокой грустью оставляю я последнее послушание. Почти девять лет Господь судил мне быть наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Всеми моими чувствами и мыслями я принадлежу этой святой обители и у мощей святителей Димитрия и Иакова, преподобного Авраамия Ростовских чудотворцев, блаженно почивающих в обители, мыслил остаться до конца своих дней, ибо знаю «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47-48). Но час мой пробил, и я при всем своем сознании, что не достиг того, чтобы быть призванным, должен идти за Тем, Кто призывает меня.
Утешаю себя надеждой на всегдашний покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство преподобных Сергия Радонежского и Даниила Московского, всех Ростовских святых. Прибегаю к молитвам святых Сибири и Дальнего Востока, наипаче к святителю Иннокентию (Вениаминову), чтобы помогли управлять мне Богом данной Читинской паствой.
Благодарю Вас, Святейший Владыко, за то высокое доверие, которое Вы оказали мне, избрав меня епископом Русской Православной Церкви. Прошу Вас, Святейший Владыко, всех Вас, святители Христовы, вознесите Ваши святые молитвы о моем недостоинстве, чтобы Господь освятил и укрепил меня Духом Своим Святым, чтобы в своем служении Церкви не стал бы я соблазном и виновником гибели верных, но смог бы в день судный сказать: «Вот, я и дети, которых Ты мне дал, Господи» (Евр. 2, 13). Аминь».
На наречение архимандрита Евстафия в Богоявленском соборе приехало много чад его духовных, богомольцев, знавших его и по служению в Троице-Сергиевой Лавре, и по Даниловскому монастырю, по Толгской обители, и по Спасо-Яковлевскому монастырю. Молились в храме и читинцы, проживающие в Москве, но происходящие из Забайкалья. После наречения, по выходе архимандрита Евстафия из храма, продираясь сквозь огромную толпу, желающих взять благословение у него, читинцы поздравляли Евстафия, с любовью рассказывая о своей родине, теплыми словами поддерживали пастыря и говорили об огромной жажде русских людей в Забайкалье приобщения к Православию и о том, что его очень ждут в далекой Чите.
На другой день, 30 января, на Божественной Литургии храм был полон приехавших из Ростова, Ярославля, Ижевска, Москвы и Подмосковья. Все усердно и благоговейно молились единой молитвой, с трепетом внимая каждому слову, произнесенному Святейшим Патриархом, сослужащим ему архипастырям и архимандритом Евстафием. «Аксиос!» - слышался голос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. « Аксиос, аксиос, аксиос!» - вторили архиереи в алтаре храма. «Аксиос, аксиос, аксиос» - неслось сверху храма, где у сводов расположен соборный хор. «Аксиос!» - звучало в душе каждого горячо и слезно молящегося. И вот из алтаря вышел новопоставленный епископ Русской Православной Церкви Евстафий. Большинство приехавших помолиться на хиротонии архимандрита Евстафия причащались Святых тайн. По окончании богослужения все архиереи во главе со Святейшим вышли из алтаря на середину храма, где рядом с ними предстал их новый собрат епископ Евстафий. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при вручении архипастырского жезла епископу Читинскому и Забайкальскому Евстафию произнес Слово:
«Преосвященный Епископ Евстафий, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель наш! Всеблагим Промыслом Божиим, избранием и утверждением Нашим и Святейшего Синода, определено тебе быть епископом Русской Православной Церкви в Богоспасаемом граде Чите.
Ныне по чину Святой Церкви, через таинственное возложение святительских рук соприсутствующих здесь епископов, ты удостоился архиерейской благодати.
Теперь ты, собрат наш, ожидаешь от нас братского наставления в путь твоего предстоящего епископского служения.
С юных лет ты возлюбил Господа и последовал за Ним. В Лавре Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, ты приобщился к лику иночествующих и в вертограде духовного просвещения – Московских Духовных школах – ты был усердным воспитанником, заботился о своем духовном и нравственном совершенствовании в духе преданности Святой Православной Церкви и Отечеству. Несколько лет в своей жизни ты руководствовался наставлениями архиепископа Евлогия, в то время наместника возрождаемого Данилова монастыря, вместе с ним имея попечение о возращении древней святой обители былого благолепия.
Когда пришла пора возрождать и другие святыни нашего Отечества, тебе выпал жребий трудиться сначала в Толгском монастыре, а затем в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, где ты возрастал от силы в силу.
Мы знаем, какой печальный вид имел этот монастырь, когда на тебя была возложена забота о нем. Плодами твоего неусыпного попечения стало восстановление обители, строгий уставной чин ее богослужений, добрый дух среди иноческой братии.
Все это позволяет нам надеяться, что в епископстве своем ты будешь «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12), делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).
Блюди духовное богатство апостольского и святоотеческого предания, поступай так, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины». (1 Тим. 3, 15).
Сохраняя и утверждая неразрывную связь православной духовной традиции будь строгим блюстителем законов и постановлений церковных, прилагая их во всей силе в собственной жизни, требуя настойчиво и от других неукоснительного их исполнения.
В своем новом и ответственном служении прежде всего любовь к пастве. Господь наш Иисус Христос Своим апостолам, а в их лице и всем приемникам их служения – дал заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф.18, 10). Добрый пастырь, по слову Спасителя, должен душу свою положить за каждого из них (Ин. 10, 11).
Но не только любовью, иногда и строгостью, должен руководствоваться архипастырь. На нас лежит ответственность следить, чтобы пастыри творили дело Господне не с небрежением (Иер. 48, 10), а с ревностью и благоговением, чтобы они своим поведением не оскорбляли святость своего служения и не соблазняли благочестивый народ, желающий видеть в пастыре образец благочестия.
Паси Божие стадо, «надзирая за ним, - по апостолу, не принужденно, но охотно и богоугодно, из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2-3).
Ты исповедал вчера в своем слове при наречении, что тебя устрашает высота и ответственность архипастырского служения. Этот священный трепет объемлет каждого новопоставляемого епископа.
Всем пастырям Церкви Христовой нужно возлагать все упование свое не на свои силы и труды, а на Бога, соделывающего великая и славная в наших немощах (2 Кор. 12, 9), тем необходимее подобное смиренное сознание для тебя, по важности предстоящего тебе архиерейского служения.
«Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс.54, 23).
«Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11,2) да управят тебя и вразумят на пути твоего архипастырского делания.
«Будь верен до смерти» своему служению и даст Господь «тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).
Молитвы и благословения дивного сонма Ярославско-Ростовских святых, молитвы святителей Иннокентия Иркутского, Иннокентия Московского, других подвижников веры и благочестия Сибири и Дального Востока – да сопутствуют тебе в твоем служении и трудах.
Епархия, вручаемая тебе, расположена на Дальнем Востоке, который подвергся страшному разрушению в годы господства атеизма и борьбы с религией. Милостию Божией и трудами твоего предшественника по кафедре, в годы возрождения церковной жизни многое сделано, но тебе предстоит продолжить устроение епархиальной и приходской жизни, помогая жителям региона их духовному возрастанию.
Твоя хиротония совершена в дни эпохального юбилея – 2000-летия пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю тебя с благодатью архиерейства, молитвенно желаю щедрой помощи Божией в окормлении чад церковных и тех, кто ищет дорогу к храму и к Богу, обретает эту дорогу, возвращается к вечным, непреходящим духовным ценностям христианской веры и Святого Евангелия, которое Господь оставил нам.
Прими сей жезл как знак твоего священноначалия и знамение дарованной тебе силы Божией.
А теперь взойди и с любовью преподай свое первое архипастырское благословение здесь присутствующим верным людям, благоговейно и усердно молившимся о тебе во время твоей хиротонии».
Желающих получить архиерейское благословение от новопоставленного владыки был полон храм, несколько сотен человек, и всем подойти под благословение было невозможно. Стоящие впереди, поздравляя епископа Евстафия, смогли вручить ему цветы, остальные же передавали свои поздравления – поверх всех голов плыло к владыке Евстафию огромное количество цветов, где явно преобладали большие букеты белых роз. Храм был полон любви и духовной радости. При выходе из храма небольшое расстояние, отделяющее кафедральный собор от трапезной, владыку почти несли на руках, богомольцы окружили его плотным и огромным кольцом, в воздухе громко звучали поздравления тех, кто не мог подойти к епископу за благословением. Светлое и радостное лицо владыки было несколько смущено от такого взрыва проявления почитания и любви большого количества людей. Много теплых, сердечных слов было сказано владыке Евстафию на праздничной трапезе. Владыка Евсевий еще помнил епископа Евстафия по Воронежу, владыка Евлогий много лет окормлял будущего архипастыря, они поделились своими воспомнаниями о его духовном становлении. Необыкновенно тепло прозвучали слова председателя правительства Ярославской области В.А. Ковалева, сказавшего о значении новопоставленного епископа в возрождении обителей древней земли центральной России, и об исключительном уважении и любви людей, многих из которых епископ Евстафий привел к Церкви.
Евгений Евдокимов, будущий владыка Евстафий, родился в башкирском селе Калтасы, что на южном Урале в 1951 году в русской семье. Мать его была учительницей, отец – служащим. В семье были еще двое младших детей, Дмитрий и Галина. Храма поблизости не было (ближайший в 150 км), но первые начатки святой веры мальчик получил от своей бабушки Анны Кузьминичны. По просьбе бабушки он часто читал ей Святое Евангелие и Акафисты, которые были у нее на каждый день, тем самым в чуткое сердце ребенка вселялись вера во Всевышнего. Бабушка за год до своей смерти увидела своего любимого внука в сане священника, чему была несказанно рада. По окончании школы, Евгений год работал электриком на местном заводе в районном центре. По пути на вступительные экзамены в технологический институт в Воронеж, он заехал в Троице-Сергиеву Лавру. Это первое посещение Святой обители в 1969 году владыка Евстафий считает одним из главных моментов в своей духовной жизни. Обучаясь в Воронежском технологическом институте, он пришел в храм, где священником был будущий владыка Евсевий. После третьего посещения Троице-Сергиевской Лавры в 1971 году у Евгения зародилась мысль послужить Богу в иноческом звании. Узнав, что в духовную семинарию берут только после армии, он уходит служить. В армии он получил специальность радиста, и в звании сержанта ему доверили радиостанцию. Здесь, на радиостанции, а она была расположена в небольшом деревянном домике, он часто бывал один, что Евгений использовал для совершенствования духовных знаний, чтения молитв, серьезных раздумий о жизни временной и вечной. В конце службы в армии в 1974 году у него окончательно созрело желание поступить в семинарию. В том же году Евгений поступил в Московскую духовную семинарию. Поступление это он считает чудом, потому что он не имел рекомендации от архиерея или от священника, что являлось обязательным требованием для поступления в семинарию. Годы обучения в духовных школах, семинарии и Академии для владыки Евстафия – самые яркие и значительные страницы духовной жизни. Он регулярно посещал Лаврские богослужения, говел и часто причащался Святых Христовых Тайн, общаясь с иноками Лавры, духовно назидался. В течение нескольких лет нес академическое послушание иподиакона владыки ректора архиепископа Владимира (Сабодана). В конце III курса Академии поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. В 1980 году на праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм у мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе принял монашеский постриг с именем в честь святого великомученика Евстафия Плакиды. В 1981 году, 4 января, был рукоположен в сан иеродиакона. В этом же году иеродиакон Евстафий закончил Духовную Академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Учение прп. Симеона Нового Богослова о благодати». Из окончивших Духовную Академию вместе с епископом Евстафием сегодня уже четыре владыки: епископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин), епископ Бронницкий Тихон (Емельянов), епископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазерный). В марте 1982 года иеродиакон Евстафий был рукоположен во иеромонаха, а через два года ко дню Святой Пасхи был возведен в сан игумена. Будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры нес послушание рухольного, помощника эконома, преподавателя заочного сектора Московской Духовной Семинарии и Академии, являясь профессорским стипендиатом. В 1984 году был направлен во вновь открывшийся Свято-Данилов монастырь в Москве. Стараниями отца Наместника архимандрита Евлогия (Смирнова) был переведен в братство Московской обители, где нес послушание ризничего и помощника наместника. В 1986 году награжден крестом с украшениями. В январе 1988 года был направлен наместником архимандритом Тихоном (Емельяновым) в командировку во вновь открывшийся в Ярославле Толгский женский монастырь в качестве строителя. Там игумену Евстафию пришлось быть и экономом, и духовником обители. В Толге игумен Евстафий встретил старца архимандрита Павла (Груздева). Восемь лет общения с ним многому научили игумена Евстафия, а главное – твердо верить в премудрый Промысл Божий. Отец Павел, прошедший большую жизненную и духовную школу, испытания 11 годами лагерей, имел дар прозорливости. Многое предсказал игумену Евстафию этот святой старец. Среди сбывшихся предсказаний есть и о его будущем архипастырском служении.
В мае 1991 года в ведение Ярославской епархии был передан Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в Ростове Великом., куда игумен Евстафий был назначен наместником. 24 апреля 1994 года на праздник Входа Господня во Иерусалим по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия игумен Евстафий был возведен в сан архимандрита.
Владыке Евстафию нет еще и 50 лет, но какой значительный духовный путь прошел он. Получив начатки духовного пути в Троице-Сергиевой обители, известной своими древними духовными традициями, заложенными в XIV веке преподобным Сергием Радонежским, он был у истоков возрождения Русской Православной Церкви, восстановлении трех знаменитых русских обителей, в прошлом светильников благочестия и святости. Почти с первых дней участвовал в восстановлении Данилова монастыря, первой обители, возрожденной в советское время, в начальный период восстановления обители на Толге. В Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь он пришел уже с огромным духовным и строительным опытом и здесь его талант пастыря, строителя, эконома был максимально применен.
Первую Божественную Литургию в Спасо-Яковлевском монастыре игумен Евстафий служил в Димитриевском храме 16 мая 1991 года на праздник Вознесения Господня. Впереди были работы по восстановлению богослужебной жизни обители. Через три недели, перед праздником Всех святых в земле Ростовской и Ярославской просиявших, игумен Евстафий организовывает перенос крестным ходом святых мощей святителя Димитрия из фондов музея в обитель. Уже этот крестный ход, возглавляемый владыкой Платоном, Богоспасаемому граду Ростову напомнил, что он всю свою историю был духовным центром Руси, последние десятилетия об этом в городе свидетельствовали многочисленные храмы, закрытые в 1920-е годы, а теперь улицы города были освящены молитвами. Это был первый городской крестный ход, показавший городу, что здесь вновь зажила монашеская обитель.
Во время первой же службы игумен Евстафий вышел из алтаря и учил прихожан как надо складывать персты и как возлагать на себя крест, в следующий раз учил как храмом надо петь «Отче наш…». И это в древней православной земле, древнем епархиальном центре, каким является Ростов Великий!
Все, кто хоть раз побывал на службе архимандрита Евстафия, знает, что он являет собой пример молитвы неустанной, бодрой, высокой и одухотворенной. Владыка Евстафий показал красоту церковного богослужения. Он дал нам прихожанам поучение веры и жизни собственным примером, строгой и чистой жизни, неутомимого труженика во славу Божию. В Ростове быстро узнали и полюбили батюшку Евстафия. В городе сегодня много разрушенных зданий-особняков, говорящих и своими развалинами о наличии в прошлом порядка и состоятельности ростовцев. И если бы не было в городе Яковлевской обители можно бы прийти в уныние. Возрождающийся Спасо-Яковлевский монастырь с его напряженной духовной жизнью, с особой красотой богослужений, примером строгостью монашеской жизни, а главное деятельной любовью ко Господу отца наместника зажег в сердцах многих людей священный огонь веры и покаяния, отрадной надежды на спасение. Своей жизнью Яковлевский монастырь внес порядок, мир, чистоту в русскую душу, в русскую жизнь. И уже никто из нас не мыслит жизни без Церкви, без Яковлевского монастыря, и в этом огромная заслуга отца наместника, который всей своей подвижнической жизнью, духовной, молитвенной и хозяйственной проповедует веру Христову. Его деятельная любовь ко Господу возгорается в сердцах, приходящих в храм, и все стремятся помочь обители. Мы все знаем, что владыка очень строг, но это особая строгость, она пронизана всепрощающей и всепокрывающей любовью владыки к каждому приходящему в храм. Внимательнось и чуткость отца наместника испытал каждый, вошедший в обитель, даже случайно, будь то высокопоставленный чин или бедная старушка. Его ревностная и деятельная любовь к обители, к богослужениям определила жизнь многих. Его отеческая забота, мудрость советов, его сила молитвы защищали многих от житейских и других невзгод.
Огромные хозяйственные работы предстояли ему в возрождаемой обители. Место новое, ни техники, ни знакомых, ни связей – одно упование на Божию помощь. Первым насельникам монастыря, а их было четверо, выделили в детском садике маленькую комнатушку, проходную к туалету. Но и в этой комнате они бывали лишь несколько часов ночного сна, остальное время – самые тяжелые первостепенные работы в обители. Не сразу появились помощники, а мерзость запустения в огромном монастырском ансамбле была исключительная. Вот один показательный пример. В настоятельском корпусе несколько десятилетий был детский сад. Канализация была повреждена, и все человеческие отходы смывалась в подвал, благо был он глубокий. Отец наместник в болотных сапогах в течение нескольких дней совковой лопатой и ведрами вычерпывал всю зловонную грязь, накопленную за десятилетия. И так было во всем.
С первого дня был установлен строгий монастырский Устав, день начинался с братского молебна в 5 часов утра: Литургия, хозяйственные работы, Всенощная и опять работы до глубокой ночи. Когда игумен Евстафий вошел в Яковлевскую обитель, на ее территории жили 17 семей, был расположен детский сад и музей. Везде была мерзость запустения. С помощью Божией, молитвами и трудами архимандрита Евстафия с братией, многочисленными паломниками, богомольцами монастырь сегодня восстановлен.
Первые монашеские обеты в возрождающемся монастыре были принесены весной 1993 года. Сегодняшний наместник Ростовского Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов) именно тогда был пострижен в мантию. Сегодня в обители 12 человек братии и 10 послушников.
В 1997 году 25 августа привезена из Москвы Ватопедская икона Пресвятой Богородицы, чудотворный образ Спасо-Яковлевской Димитриевой обители, келейная икона святителя Димитрия. С этого года в обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы 25 августа.
Проведены планировочные работы территории монастыря (снят грунт около 1 метра, устроены по всей территории дренаж, ливневая канализация), посажен сад, разбит великолепный цветник, о красоте которого известно далеко за Ростовом. Благоустройство территории сделано по проекту ландшафтного архитектора Ярослава Волкова (г. Ярославль). Пруд перед монастырем очищен от загрязнений (в течение нескольких десятилетий рядом с прудом находился эмальцех, который отходы производства сбрасывал в пруд). Пруд осушили, сняли слой земли, затем наполнили водой и запустили карасей.
На месте святого источника, зарытого в годы советской власти, в 1996 г. была поставлена и освящена во имя святителя Иакова архиепископом Ярославским и ростовским Михеем часовня. Исследования проб воды этого источника показали, что вода относится к минеральным (хлоридно-сульфатной кальциево-натриевой воде) и может использоваться в качестве лечебно-столовой.
Сегодня обитель имеет монастырскую библиотеку, ризничную, иконописно-реставрационную мастерскую, швейную мастерскую (для пошива одежды братии), пекарню, просфорню, столярную мастерскую, мастерскую по ремонту транспорта, техники. Имеется баня, прачечная.
В округе многие сельскохозяйственные объединения прекратили свое существование, в обители – образцовое натуральное хозяйство: огород, теплица - 2,5 га, 20 га сенокоса, 10 га для посева ржи; 12 коров, 40 куриц. Монастырь имеет 2 гусеничных и 2 колесных трактора, экскаватор, 3 грузовых машины, 2 легковых.
Заменены кровля зданий, полностью заменены все окна, двери, частично полы, лестницы, стены заново оштукатурены и покрашены, заменена электропроводка, подведено тепло, вода, канализация. Каждый монах имеет отдельную келлию, послушники живут по 2 человека.
Дважды монастырь посещал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В престольные праздники обители служил архиепископ Ярославский и Ростовский Михей.
Монастырь издал книгу: «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь» тиражом в 15 000, комплект открыток «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом» - 30 сюжетов с краткими комментариями. Изданы отдельные открытки с изображением святителя Димитрия и видами монастыря и настенный календарь тиражом 7000 на 1999 год с видами Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и указанием престольных праздников обители.
«Человеку православному, верующему в жизни ничего невозможного нет, все с помощью Божией совершить он может, преодолеть все трудности, все искушения» - часто любил повторять наместник обители.
Строгий монашеский Устав монастыря, молитвы отца наместника и братии быстро сделали обитель широко известной далеко за пределами Ярославской области. По молитвам святителей Иакова и Димитрия, молитвами и трудами отца наместника с братией и посильной помощью богомольцев Спасо-Яковлевская Димитриева обитель расцвела духовно, и снова стала «светом миру», «солью земли».
4 октября 1999 года, в день памяти обретения мощей святителя Димитрия Божественная литургия состоялась в Димитриевском храме при служении Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, и Петра, епископа Туровского и Мозырского. Им сослужили архимандрит из Троице-Сергиевой Лавры Афанасий (Алафинов), 38 лет находившийся в молитве у мощей преподобного Сергия Радонежского, игумен Борисо-Глебского монастыря Иоанн (Титов), иеромонах Троице-Сергиева Варницкого монастыря Силуан, священники Ростова, его окрестностей, а также священники Москвы протоиерей Александр Куликов и др., Ивановской епархии иеромонахи Гермоген, Климент и другие. К празднику благочестивые паломники из Ростова на Дону пожертвовали резную раку и сень из дерева бука для мощей святителя Димитрия
Прощание с новопоставленным владыкой Евстафием состоялось на праздник Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы 3 февраля. Божественную литургию служил архиепископ Ярославский и Ростовский Михей. Ему сослужили епископ Читинский Забайкальский Евстафий, священство Ростова и окрестностей, а также священники из Москвы и Подмосковья. После Божественной Литургии состоялось прощание владыки Евстафия с братией, прихожанами, обителью. Благодарственные слова за возрожденную обитель и добрые пожелания епископу Евстафию были сказаны владыкой Михеем. Прощаться приехали настоятельницы женских обителей Евстолия (Никольский монастырь Переславля-Залесского), Павла (Рождественский монастырь Ростова) с сестрами. Храм не вместил всех пришедших на последнюю службу владыки Евстафия.
В день отъезда владыки в Читу с раннего утра в обитель съезжались духовные чада из Москвы, Ярославля и других городов и весей. Владыка Евстафий благословил братию, поговорив с каждым насельником, а так же со многими прихожанами. Около 17 часов он с посохом вышел во двор обители и перед отправкой пригласил пришедших проводить его пройти в Яковлевский храм, где все вместе в коленопреклоненной молитве перед Ватопедским образом вместе с владыкой спели «Царица Моя преблагая…», любимую молитву владыки Евстафия, братии и всех прихожан обители. Владыка прочитал молитвы святителям Димитрию, Иакову и преподобному Авраамию. На прощание владыка сказал: «Еще раз, дорогие братья и сестры, всех вас сердечно благодарю за вашу любовь, за ваши молитвы, за ваше снисхождение и прошу вашего благословения на предстоящий труд… чтобы я мог достойно пойти порученное мне благословение…». В Ярославле его провожали, кроме многочисленных чад, паломников, представители администрации Ярославской области, глава администрации Ростова А.К. Руденко, заместитель его В.И. Пойколайнен, депутат областной Думы А.И. Сергеев и др. Ярославское отделения Северной железной дороги предоставило владыке Евстафию служебный вагон для проезда до Читы.
Встречать владыку Евстафия в Чите пришло много народа. Кроме священнослужителей, православных, здесь было и телевидение (сюжет встречи епископа был показан по центральным телевизионным каналам), радио, правительство области и другие официальные лица. Теплые слова звучали на встрече, и смысл их был один, что владыку ждали, и приезду его все очень рады. Первую Божественную Литургию в Чите владыка Евстафий служил на праздник Сретения, а на другой день он уже полностью окунулся в решение проблем церковной жизни – с архитектором города они выбирали место для строительства кафедрального храма (прежний собор был разрушен в богоборческое время). Если в прежние годы епископ Евстафий участвовал в возрождении трех знаменитых обителей, то сейчас Господь распорядился так, что владыка должен возродить целую епархию, расположенную на огромной территории, в несколько раз превышающую Ярославскую область. Читинская епархия очень пострадала в богоборческое время, она была воссоздана три года назад. – владыке Евстафию предстоит заняться устроением епархиальной и приходской жизни, помогать русским людям в обретении Веры и приобщении их к Церкви, укреплять и поддерживать в трудностях и испытаниях.
12 лет служил в Ярославской епархии о. Евстафий, неся послушания в Толгской и Спасо-Яковлевской обителях, будучи епархиальным духовником и благочинным монастырей епархии. Не будет преувеличением сказать, что это был самый известный и уважаемый священник в Ярославской области. Сознавая, что посвящение его во епископы – высокая оценка деятельности о. Евстафия на благо Церкви, все же всем жаль, что он уехал, поэтому радость за владыку Евстафия соседствует с грустью, связанной с расставанием с ним Но он оставил в Ростове возрожденный Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, где все напоминает о ревностной любви бывшего отца наместника к этой святыне. В новом назначении епископа Евстафия усматривается Промысл Божий: теперь для нас Русская Православная Церковь не только центральная Россия, но и огромные пространства Дальнего Востока, где каждый день возносит к Господу свои горячие святительские молитвы владыка Евстафий не только за свою новую паству, но и за нас, которые помнят и любят его, и молятся за него.
В.И. Вахрина, Ростов Великий, 2000 г.
http://www.chita.eparhia.ru