Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

«Дано будет и преумножится…»

Рубрика: духовник архимандрит Сильвестр
Просмотров: 1702
Подписаться на комментарии по RSS

Храм Св. муч. Андрея Стратилата в селе СулостьБывший наркоман, а ныне смиренный послушник, обитающий в скиту при православном храме в селе Сулость Ростовского района, 32-летний Дмитрий доил корову. 

– Ты и раньше это умел? – Нет! Это послушание, которое определил мне отец Сильвестр.

Прежде Дмитрий жил в Архангельске, имел жену, ребенка. Но – «баловался» коноплей, не сумел избежать других «прелестей» портового города, ввязался в какую-то секту... Понял, что катится в пропасть, лишь когда от него ушла жена. Не то чтобы нашел в себе силы «завязать» с прошлым, а просто решил попробовать жить по-другому.

Не связанный больше чувством долга перед семьей (это чувство жило в нем до последнего), сел в поезд и отправился в Ростов искать отца Сильвестра. Как он, «почти пропащий», узнал это спасительное имя, так и не удалось понять из нашего с Дмитрием разговора.

Молодая москвичка, врач по имени Анна Юрьевна – именно так представил мне юный монах отец Серафим эту симпатичную женщину – выполняет в хозяйстве функции агронома, зоотехника и ветеринара.

Она оказалась более разговорчивой: – От отца Сильвестра исходит благодать! Потому-то, считает она, этого простого ныне, на первый взгляд, обычного приходского священника сейчас знают в обеих столицах, приезжают к нему за пастырским благословением и духовной помощью из самых дальних городов и весей.

– В праздники на трапезу до 200 человек гостей собирается! Забота о прокорме такой оравы и побудила о. Сильвестра «благословить» своих помощников на создание подсобного сельскохозяйственного производства при церковной общине.

Анна Юрьевна – в числе первых помощников. С тем, кому теперь помогает, она познакомилась так. Батюшка несколько лет назад попал на излечение в тот медицинский институт, где Анна Юрьевна трудится. – Врачи лечили его тело, а он – наши души. Собеседница была так потрясена новой встречей, что немедленно поделилась эмоциями со своим духовником – одним из старцев Троицкой лавры. Тот благословил ее на сотрудничество с отцом Сильвестром. Одобрил замысел и директор института.

Теперь она еженедельно приезжает из Москвы под Ростов, лечит приболевшую скотину, консультирует и практически руководит работающими на ферме, в поле, огороде и в теплице послушниками.

У большинства последних путь к православию, к отцу Сильвестру, в его сельскохозяйственную артель был не менее тернист и извилист, чем у упомянутого Дмитрия.

Биография самого о. Сильвестра – тоже не прямая линия. Выпускник математического факультета Ленинградского института. Служил в армии, офицер. Позже преподавал в «альма-матер».

Одновременно в бездуховные 70-е годы стал искать свой путь спасения души. Искал вместе с известным поэтом и музыкантом Борисом Гребенщиковым, другом которого, говорят, являлся. Пришел к буддизму. Чуть было не уехал навсегда в Тибет и не стал там буддистским ламой. Но пошел дальше и дошел до православия.

Бросил работу, устроился грузчиком в магазине и стал церковным служителем, сначала без сана. – Если бы я ходил в церковь после лекций в университете, у священника были бы большие неприятности. Да и не позволил бы осуществляться такому сотрудничеству уполномоченный по делам религии при обкоме партии. Человек с высшим образованием, преподаватель не имел право ходить в церковь, тем более служить там. А вот грузчик – это пожалуйста!

С конца 80-х годов отец Сильвестр служит в Ярославской епархии. Со временем стал настоятелем главного храма Ростова, Успенского собора и благочинным округа. В 1990 году возобновил издание закрытой после революции газеты «Ярославские епархиальные ведомости». Но не ее считает главным делом начального периода своей службы в Ярославской епархии.

– Мы начали реставрационные работы в Ростовском кремле. Причем сделали то, без чего они вообще немыслимы. Там грунтовые воды постоянно разрушали фундаменты и, если их не отвести, любая реставрация бесполезна, потому что сразу же все вновь начинает рушиться. Нам удалось осушить кремль и Успенский собор.

После ростовского этапа деятельности главный священнослужитель Ростовского муниципального округа был переведен в село Сулость, стал одним из многих в районе приходских священников. Между этими двумя назначениями был краткий период службы в Федоровском кафедральном соборе Ярославля. Сам о. Сильвестр ко всему этому относится со смирением.

В Сулости переполнявшая отца Сильвестра творческая энергия нашла другое применение. Поначалу у местного совхоза «Овощевод» были выкуплены руины лагеря труда и отдыха, где в советские годы размещались ярославские студенты, приезжавшие сюда на уборку урожая. Восстановлены жилые помещения. В них останавливались многочисленные гости. Потом появились постоянные жители – те самые послушники, их сейчас 12 человек. Нынче места хватает всем: и послушникам, и гостям.

Огород ближайшие сподвижники о. Сильвестра завели сразу же по приезде в село. Было это 7 лет назад. Ну а когда вопрос прокорма помощников, служителей, послушников и гостей встал со всей остротой, батюшка благословил строительство скотного двора.

Именно в то время в церковной общине появилась Анна Юрьевна. Она и стала непосредственным организатором работ. Коров купили самых лучших – голштинской породы, привезли прямо с сельскохозяйственной выставки. Суточный удой – 35 – 40 литров. В переводе на полный период лактации получается до 12 тыс. кг молока в год.

Сейчас на дворе 3 дойные коровы и 3 готовящиеся к запуску телки, полсотни кур, полтора десятка коз заанненской породы. Производимой продукции (яйца, молоко, сметана, творог, сыр, а также овощи и фрукты) вполне хватает для самых больших праздничных трапез. А в периоды постов образуются даже излишки. Их отправляют детям.

В первую очередь – в Ростовский кадетский корпус, над которым шефствует община. Не просто кормит телесной пищей – духовно окормляет. Отец Серафим читает там курс церковной истории, а отец Сильвестр является духовным наставником учеников и преподавателей.

Но вернемся к нашим коровам и козам. Местные жители поначалу удивились, когда увидели столь непривычную по нынешним временам деятельность православной общины. А потом стали записывать свою живность на прием к Анне Юрьевне. Ее консультации и ветеринарные услуги бесплатны.

Элитный, купленный у знаменитых даниловских фермеров Кузнечиковых козел также совершенно бескорыстно совершенствует потомство беспородных сулостских коз. За деньги продается только чистопородное потомство заанненских коз.

– К бесплатному отношение соответствующее – немедленно зарежут и съедят. И Анна Юрьевна рассказала, что было после того, как одному местному фермеру подарили голштинского быка. Надеялись, что с него начнется возрождение коровников на здешних деревенских подворьях. Вместо этого их в скором времени пригласили на шашлыки.

– Да и не в этом дело. Даже если бы он продал мясо, все равно не выручил бы тех денег, которых стоит настоящий племенной бык. Фермер просто очень боялся этого быка. Да что быка!

Одной бабке, бывшей колхозной доярке, уже позже корову продали. Через два дня приходит: «Так она же у вас не доится!» Удивилась Анна Юрьевна: «А как вы это делаете?» – «Да как обычно, с матерком и легким поколачиванием!» Подошла москвичка к коровушке, пошептала ей на ушко ласковые слова, погладила, а потом взялась за вымя. В ответ та выдала сразу три ведра молока. Теперь и та бабка с коровой нежна. – Так православные коровы и людей добрее делают! Эта фраза была произнесена в присутствии о. Сильвестра. Тот только улыбнулся себе в усы...

Скотину надо пасти, заготавливать на зиму корма. А купить у совхоза удалось чуть более гектара земли, той, что под лагерем. Кроме жилых корпусов здесь размещается теперь скотный двор, гаражи и мехмастерские.

Весной нынешнего года «батюшка благословил построить теплицу, чтобы были свои помидоры, огурцы...» Под пастбища и под посевы многолетних трав используется земля, переданная общине в безвозмездное пользование тремя местными фермерами. Глава Сулостской территориальной администрации (сельсовета по-старому) Нина Кашина до избрания на нынешнюю должность работала экономистом в совхозе (ныне ЗАО) «Овощевод». Поэтому ситуацию знает очень хорошо.

На волне моды и всевозможных льгот конца 80-х из хозяйства выделились 8 фермеров. Теперь только один из них занимается товарным производством. Еще двое имеют на своих наделах крепкое подсобное хозяйство. Остальные где-то работают, а их земля пустует. Вернее, пустовала, пока некоторые из них не стали прихожанами храма, где настоятелем о. Сильвестр.

– Поначалу было очень неудобно всем: и совхозу, и фермерам, и церковной общине. Выделенные частникам наделы оказались разбросанными в разных краях. Позже сумели свести их в единый «куст», как раз неподалеку от лагеря. Теперь все довольны...

В последнем Нина Васильевна не права. Тех 10 га, что имеются сейчас в распоряжении «православного колхоза», не хватает. Чтобы посеять зерновые и полностью обеспечить скотину сильными кормами, а не покупать комбикорма за деньги, по расчетам отца Сильвестра, его хозяйству требуется еще гектаров 20 земли.

– Но переговоры с совхозом зашли в тупик. У него полно пустующих, необрабатываемых угодий, однако за их аренду нам «заламывают» такую цену, что для расчета придется не только отдать весь выращенный урожай, но и еще доплатить. О продаже земли нам в собственность и говорить не хотят...

Нина Кашина разъясняет: – Акционерное общество не может продать землю, она вся поделена на паи, и нужно договариваться с конкретными владельцами конкретных паев. У районной власти в здешних краях тоже нет свободной земли, местные приозерные черноземы очень ценятся и все распаханы под огороды.

Нина Васильевна не оспаривает утверждения, что православная сельхозобщина работает эффективней потихоньку разваливающегося совхоза. Доказательства у «общинников» неоспоримые: – В прошлом году мы заготовили один сарай сена, а в нынешнем с тех же площадей сеяных трав – два! – Что, и засуха не помешала? – Грамотная предпосевная обработка почвы, культивация ее позволяют сохранить оставшуюся с зимы влагу. Кроме того, мы удобряем посевы. Столь же высокий уровень агрокультуры община вполне сумеет поддерживать и на 30 га обрабатываемой земли. Такая площадь вполне удовлетворит ее нынешним потребностям. Но где взять недостающую?

А между тем когда-то в окрестностях озера Неро сотни гектаров сельхозугодий принадлежали церкви. Одним из крупнейших землевладельцев был Белогостицкий монастырь, находившийся в 5 км от Сулости. (Сейчас от него остались лишь развалины нескольких строений.) Монастырские земли после Октябрьской революции были национализированы. А теперь они принадлежат ЗАО «Овощевод»...

Тему реституции (возвращение изначальному владельцу незаконно отнятого имущества) церковных земель, активно муссируемую в последнее время в верхних эшелонах российской власти, мои собеседники поднимать не пожелали. Они хотят купить эту землю. А им ее отказываются даже дать в аренду... Ростовский район.

Николай Бикулов

Публикация: Бикулов Н. «Дано будет и преумножится… // Газета «Северный Край». 22 октября 2002 г.