Сайт, созданный в 2009 году, ныне действует по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Ярославского и Ростовского
 

Церемониал празднования в городе Ростове двухсотлетия со дня кончины Святителя Димитрия Ростовскаго

1909 г., октябрь. 

«Порядок празднования в городе Ростове двухсотлетия со дня блаженной кончины Святителя Димитрия Ростовскаго.

26-го октября.

В 6 час. вечера благовестят в Спасо-Иаковлевском монастыре и во всех других монастырях и храмах города к заупокойному всенощному бдению (парастас) с поминовением Императора Петра I-го, императриц Елизаветы и Екатерины II-я, Митрополитов: Стефана и Арсения, Архиепископа Лазаря, Игумена Мелетия, Саввы, Марии, Григория, Параскевы, Марии, Михаила, иеромонаха Феофана, Параскевы, Феодосьи, монаха Илариона, инокини Александры, монаха Афанасия, иеродиакона Пармена.

27-го октября

В 6 час. утра во всех храмах города ранняя заупокойная литургия с поминовением тех же имен.

В 9 час. утра благовест в Спасо-Иаковлевском и других монастырях и в городском соборе к поздней заупокойной литургии. В городском соборе литургию и после нея панихиду служит местный соборный причт, причем за литургией в обычное время произнесет поучение священник о. Сергей Розов.

В Спасо-Иаковлевском монастыре ранния обедни служатся:

а) в Иаковлевском храме в 5 часов утра

б) в правом приделе Шереметевскаго храма в 6 часов утра

в) в Зачатиевском храме в 7 часов утра

Поздняя литургия в Шереметевском храме совершается Архиерейским служением при участии священнослужителей по особому назначению. Поучение за литургией в обычное время произнесет епархиальный миссионер иеромонах Корнилий.

По окончании литургии совершается панихида при участии всех священнослужителей города. Облачения повсюду белыя.

В 3 часа пополудни в Шереметевском храме малая вечерня и после нее молебен с акафистом святителю. В начале молебна (при пении "Бог Господь" и тропаря) мощи Святителя изъемлются из раки и устанавливаются посреди храма на особо подготовленном месте руками священнослужителей, служат молебен архиерей и все приезжие священнослужители, и священнослужители монастыря.

В 5 часов вечера благовест ко всенощному бдению в приходских храмах города и в городском соборе.

В 6 часов вечера благовест ко всенощному бдению в монастыре. Архиерейское служение одновременно в Зачатиевском и Шереметевском храмах. Главное служение (митрополит) в Шереметевском храме. Вход по билетам (в оба храма). Между кафизмами − слово или чтение жития Святителя в обоих храмах.

Величание в Шереметевском храме у святых мощей при участии архиереев и священнослужителей, а в Зачатиевском храме пред особо украшенною иконою Святителя с частию его мощей (перст). В Шереметевском храме помазание елеем совершается с обеих сторон раки двумя архиереями.

В Шереметевском храме на правом клиросе поет Ярославский архиерейский хор, на левом − монастырские певчие.

В Зачатиевском храме певчие ученики Духовного училища.

Для тех, кто не получит возможности попасть в храмы, будет совершено – если позволит тихая и теплая погода – особое всенощное бдение в ограде монастыря – пред иконою Святителя, установленною под колокольней в проходной арке, одним из священнослужителей монастыря и певчими из послушников и желающих из народа.

День торжества 28-го октября

В 6 часов утра благовест в городском соборе и во всех монастырях и приходских церквах к ранней литургии. В городском соборе служение архиерейское, в сослужении местнаго причта. В обычное время проповедь произнесет о. Иоанн Рудинский. Сюда обираются крестные ходы (с одними хоругвями без икон) после ранних литургий с таким расчетом, чтобы всем вместе двинуться из собора в монастырь не позднее 8¾ часов.

В Иаковлевском монастыре ранния совершаются:

а) в 5½ час. утра в одном из приделов Шереметевскаго храма и

б) в 6 ½ часов в Иаковлевском храме.

Богомольцы, готовившиеся к сему дню, удостаиваются причастия Святых тайн. В 8 часов утра благовест и перебор к малому водоосвящению в монастыре, которое оканчивается к началу благовеста на позднюю литургию в 8½ час.

В 8¾ час. в Шереметевский храм благоволит прибыть к литургии владыка митрополит и прочие архиереи. Один из архиереев шествует в Зачатиевский храм, где одновременно с Шереметевским начинается также архиерейское служение литургии при участии, как и накануне, певчих – учеников Духовнаго училища.

По облачении митрополита (около 9 часов) начинается чтение часов и по окончании из встреча крестных ходов, прибывающих к этому времени из собора в сопровождении служившаго там архиерея. Впереди процессии, как 200 лет назад при несении почившаго Святителя, особым причетником в стихаре будет несен фонарь, хранящийся в Ростовском музее.

По встрече крестных ходов начинается литургия. На малом входе св. мощи вносятся священнослужителями в алтарь и полагаются на горнем месте, где и остаются на все время Божественной литургии. В обычное время слово произнесет о. протоиерей Иоанн Восторгов, а в Зачатиевском храме протоиерей Александр Троицкий, смотритель духовнаго училища.

По окончании литургии в Зачатиевском храме служащие ожидают начала крестнаго хода со св. мощами, к которому и присоединяются, когда он поравняется со входом в Зачатиевскую паперть. В Шереметевском храме − после того, как мощи Святителя уносятся на малом всходе в алтарь из под балдахина, последний чрез северныя двери храма выносится на улицу и поставляется на аллее пред входом в Шереметевский храм.

По окончании в Шереметевском храме литургии начало молебна Святителю полагается митрополитом в алтаре, и при пении затем тропаря Святителю, мощи его выносятся руками священнослужителей прямо на балдахин, стоящий на улице, в сопровождении всего городского и приезжаго духовенства в золотых облачениях (по возможности однообразных).

По установлении св. мощей на особых носилках под балдахином, шествие кругом обители происходит в таком порядке:

По главной аллее от Шереметевскаго храма мимо Зачатиевскаго, к так называемым Водяным воротам монастыря (под средней южной башней), по выходе из башни (немного восточнее ея) первая остановка – пение "Моли Бога о нас". Сугубая эктения и по возгласе – осенение крестом на 4 стороны с пением "Господи помилуй". На время остановки хода за башнею народ через нее ни в коем случае не пропускается.

По осенении крестом шествие направляется налево к угловой башне, поворачивает за нее к колокольне, против которой делается вторая остановка: пение "Моли Бога о нас", малая эктения, евангелие и пр. и обычное осенение крестом.

От колокольни шествие направляется далее к угловой восточной башне. До приближения к колокольне прохождение народа под св. мощи отнюдь не должно быть допускаемо. Когда только шествие движется дальше от колокольни, народ, заранее разставленный в узкую линию, может быть допущен к прохождению под святыя мощи, которыя остановятся до тех пор, пока не пройдет, по возможности, весь народ.

С приближением крестнаго хода и св. мощей к северным входным вратам монастыря прохождение народа прекращается: у святых врат третья остановка – пение "Достойно есть" и Трисвятое, по "Отче наш", тропарь Святителю и обычное осенение на 4 стороны. Шествие вступает в ограду монастыря и по главной аллее мимо Шереметевскаго храма идет к Зачатиевскому пред входом в который – последняя остановка: эктения "Помилуй нас Боже", молитва Святителю, отпуск и многолетие. По многолетии св. мощи вносятся в Зачатиевский храм и полагаются на уготованном месте в серебряной раке при пении величания Святителю.

По положении св. мощей подходят к целованию их служащие, которые затем разоблачаются в алтаре Зачатиевскаго храма. Народ допускается к св. мощам по очереди, причем проходящие впускаются чрез двери Иаковлевскаго храма, идут сначала к мощам св. Иакова, отсюда пропускаются в Зачатиевский храм и к мощам Святителя Димитрия, откуда выпускаются на паперть и чрез ея двери к Водяным воротам.

Примечание. Иаковлевский храм, соседний с Зачатиевским, весь отводится для учащихся. По окончании литургии последние, чтобы ближе видеть процессию, приглашаются занять места в одну линию вдоль восточной и северной стен монастыря.

29-го октября

На другой день 29 октября, после служения в Ростовском Авраамиевском монастыре, в часа дня имеет быть в Ростовском Димитриевском духовном училище (где скончался Святитель Димитрий) юбилейное заседание, на котором произнесут речи член Ярославской архивной комиссии священник С. Соколов, учитель Ростовскаго духовнаго училища г. Богословский и директор Ростовской гимназии г. Моравский. Хор певчих исполнит концерт, а ученики Ростовскаго духовнаго училища будут петь кантаты Святителя Димитрия.

Торжество ознаменовывается затем целодневным звоном во всех монастырях и храмах города».

РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 29–29а об.