Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Царственное великолепие: монастырский собор святителя Димитрия Ростовского в Ростове Великом

Рубрика: ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ (новости)
Просмотров: 87
Подписаться на комментарии по RSS

Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Вид с юго-западной башни монастырской стены. Слева направо: собор святителя Димитрия Ростовского, церковь святого Иакова, собор Зачатия Святой Анны. 7 июля 2019 г. Уильям БрумфилдЭксперт по истории и архитектуре Уильям Брумфилд изучает интереснейшие достопримечательности самого известного средневекового города в центральной части России.

(Фотографии Уильяма Брумфилда и Сергея Михайловича Прокудина-Горского)

******

Расположенный примерно в 130 милях к северо-востоку от Москвы город Ростов Великий раскинулся на северном берегу озера Неро, как средневековое видение. Летом 1911 года русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский отправился в этот старинный город, чтобы увековечить его купола и башни.

Центр религиозного обучения и миссионерской деятельности

Ростов – один из самых ранних исторически подтвержденных городов в России, впервые он упомянут под 862 годом в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет». В 988 году киевский князь Владимир, крестивший Русь, передал ростовские земли одному из своих сыновей Ярославу, который остался в истории под прозванием «Мудрый».

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, вид с северо-запада. Слева направо: колокольня, собор св. Димитрия, собор Зачатия святой Анны, северные ворота. Лето 1911 г. Сергей Прокудин-Горский

К середине XI века, ростовские земли были переданы сыну Ярослава Всеволода, и христианские миссионеры, такие как Леонтий Ростовский, прибыли сюда, чтобы упрочить христианизацию местного населения. За свои подвижнические труды епископ Леонтий принял мученическую смерть в начале 1070-х годов.

После монгольского нашествия (1237-1240), разорившего Русь, Ростов приобрел особое значение, как центр древней епархии, занимавшей огромную территорию, как город множества храмов и монастырей. К XIV веку Ростов становится центром религиозного обучения и миссионерской деятельности. В Ростове, в стенах Григориевского затвора при архиерейском доме учились такие известные просветители своего времени, как Стефан Пермский и Епифаний Премудрый.

Собор святителя Димитрия Ростовского, вид с юго-запада. 5 августа 1995 г. Уильям Брумфилд

Монастырь святителя Иакова

Для фотографа Сергея Прокудина-Горского, одним из самых любимых мест в Ростове, наряду с Ростовским кремлем стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь – древняя и славная обитель, расположенная на западной окраине города. Прокудин-Горский исполнил несколько видов монастыря, в том числе запечатлел грандиозный храм, посвященный святителю Дмитрию Ростовскому.

Яковлевский монастырь был основан, по-видимому, в 1389 году ростовским епископом Иаковом, о котором мало что известно. Традиционные источники утверждают, что он покинул архиерейский дом и ушел к отдаленной городской окраине, туда, где стояла церковь Архангела Михаила, которая была основана епископом Леонтием в середине XI века. Неподалеку от нее он построил деревянную церковь, посвященную празднику Зачатия Святой Анны.

Собор святителя Димитрия Ростовского, вид с северо-запада. 7 июля 2019 г. Уильям Брумфилд

Иаков скончался в ноябре 1392 года и был похоронен в Зачатиевской церкви. В конце 1540-х годов его причислили к лику святых, это произошло на больших соборах русской церковной иерархии, организованных московским митрополитом Макарием для признания русских святых.

На протяжении первых веков своего существования монастырь был известен как Зачатиевский Яковлевский. Его самое раннее каменное сооружение - собор Зачатия Святой Анны (первоначально – Троицкий собор), было построено в 1686 году на месте деревянной Зачатиевской церкви, над гробом святого Иакова.

Святитель Димитрий Ростовский

В XVIII столетии монастырь пережил беспрецедентное расширение своего значения и своих пределов. Этот расцвет обусловил митрополит Димитрий (Туптало;1651-1709), украинский прелат, в 1702 году избранный Петром I (Великим) на должность главы Ростовской архиерейской кафедры. Действительно, митрополит Димитрий являлся одним из самых выдающихся церковных деятелей во времена правления Петра. Димитрий скончался в 1709 году и, по собственному выбору и завещанию, был похоронен в Яковлевском монастыре. Его погребение в Троицком соборе в 1709 году стало залогом будущего возвышения монастыря.

Собор святителя Димитрия Ростовского, вид северо-запада, на закате. 7 июля 2019 г. Уильям Брумфилд

Мощи Димитрия были открыты во время ремонта пола Троицкого собора в 1752 году. Вскоре храм был переосвящен, и получил свое изначальное посвящение в честь Зачатия святой Анны.

В 1757 году митрополит Димитрий был канонизирован к общероссийскому почитанию, и это важнейшее событие для Русской Церкви явилось привело к возвышению и расцвету Спасо-Яковлевского монастыря.

Эпоха расцвета

С канонизацией Дмитрия Ростова в 1757 году императрица Елизавета, дочь Петра Великого, сделала обители щедрые пожертвования, главнейшим из которых стала серебряная рака для мощей святителя. Ее установили в Зачатиевском соборе, в юго-западном углу, над местом погребения святителя. Эта драгоценная рака в 1922 году была уничтожена большевиками во время кампании по ликвидации церковных ценностей.

Портрет митрополита Дмитрия Ростовского. Перв. пол. XVIII в. Лето 1911 г. Сергей Прокудин-Горский

Престиж и значение Яковлевского монастыря были значительно возвышены императрицы Екатериной Великой, которая выбрала монастырь объектом своего первого паломничества в качестве российской правительницы. Ее визит в Ростов в конце мая 1763 года для участия в праздновании переложения мощей свт. Дмитрия в новую серебряную раку стал важным событием, имеющим большое символическое значение для консолидации власти новой императрицы.

Вскоре, в 1765 году монастырь был возвышен в статусе, он стал ставропигиальным, то есть перешел в прямое подчинение Священного Синода, главного руководящего органа Русской Православной Церкви с 1721 по 1917 годы. Это обеспечило монастырю существенную финансовую поддержку – в то время, когда многие российские обители были закрыты в результате Екатерининской монастырской реформы 1764 года.

Известность и значимость этого монастыря были столь велики, что со времени Екатерины II (Великой) монастырь посетили все императоры, кроме Павла I и Александра III, а также многочисленные члены императорской семьи.

Собор святителя Димитрия Ростовского, вид с  юга. 8 июля 2019 г. Уильям Брумфилд

В 1764 году к Яковлевскому монастырю был присоединен соседний Спасо-Песоцкий монастырь. Позднее, в 1830-х годах Яковлевский монастырь получил официальное наименование «Спасо-Яковлевский Димитриев» – в честь святителя Димитрия, прославившего монастырь, и в память о Спасской обители, объединенной с ним.

В 1795-1801 годах в Яковлевском монастыре был воздвигнут огромный храм в честь святителя Димитрия Ростовского. Этот грандиозный – и по своим размерам, и по красоте храм, ставший новым монастырским собором, С. Прокудин-Горский запечатлел, как внутри, так и снаружи.

Собор святителя Димитрия Ростовского. Интерьер, вид на иконостас. Лето 1911 г. Сергей Прокудин-Горский

Строительство собора финансировал граф Николай Шереметев (1751-1809) – большой почитатель ростовского святителя. Он был внуком фельдмаршала Бориса Шереметева (1652-1719) – видного исторического деятеля петровский эпохи. За свои заслуги Борис Шереметев получил поместье в Ростовских землях, что вероятно, способствовало его сближению с митрополитом Дмитрием.

Последующие поколения графского рода Шереметевых поддерживали связи с монастырем, но ни один из них не сделал для него так много, как Николай Шереметев, который намеревался воздвигнуть великую святыню, чтобы поместить в нее мощи святого святителя. Однако, церковные и монастырские власти выступили простив против перенесения мощей Димитрия в новый собор, поскольку сам Дмитрий в свое время твердо заявил о своем желании быть похороненным в Зачатиевском соборе.

Собор святителя Димитрия Ростовского. Интерьер, вид на иконостас. 7 июля 2019 г. Уильям Брумфилд

Внушительная святыня

Димитриевский собор построен в стиле классицизма. Авторство проекта приписывают архитектору Елизвою Назарову, бывшему шереметевскому крепостному, который много работал для Шереметевых. Основной объем увенчан большим куполом, на северном и южном фасадах украшен удлиненными фронтонами, опирающимися на парные коринфские колонны. Во фронтонах – изысканные лепные рельефы, в нишах – массивные статуи.

С западной стороны простирается просторная трапезная, обрамленная портиком с шестью ионическими колоннами. В ней устроены приделы, посвященные святому Николаю – покровителю Николая Шереметьева и святому Дмитрию Солунскому – покровителю святого Дмитрия Ростова.

Собор святителя Димитрия Ростовского. Интерьер, вид на иконостас. 8 июля 2019 г. Уильям Брумфилд

Хотя оригинальный стеклянный негатив С. Прокудина-Горского не сохранился, на контактном снимке изображен собор Святого Димитрия, возвышающийся над монастырским ансамблем и над северной стеной. Мои фотографии показывают собор с разных точек зрения внутри монастыря.

С. Прокудин-Горский также сфотографировал монументальный интерьер собора, сложившийся в течение XIX столетия.

Его общий внутренний вид на восток демонстрирует классический иконостас, установленный в 1869-1870 годах.

Собор святителя Димитрия Ростовского. Серебряная рака, в которой хранятся мощи св. Дмитрия Ростовского и мраморная сень над ней. Лето 1911 г. Сергей Прокудин-Горский

На втором изображении – мраморная сень над серебряной ракой святителя Димитрия, второй по счету, изготовленный в 1910 году, вскоре после празднования двухсотлетия кончины святого Дмитрия. В этого времени мощи святителя переносились на каждое лето из Зачатиевского собора в Димитриевский. Мощи Димитрия пребывающие в соборе, построенном в его чести, и сфотографировал С. Прокудин-Горский летом 1911 года. Вторая серебряная рака, изготовленная для Димитревского собора, также как и первая, погибла в 1922 году.

Собор святителя Димитрия Ростовского. Серебряная рака (третья), в которой хранятся мощи св. Дмитрия Ростовского и мраморная сень над ней.7 июля 2019 г. Уильям Брумфилд

Процветание монастыря завершилось после Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти. После его закрытия в 1923 году, Ростовским музеем были сохранены некоторые монастырские сокровища, но монастырь в целом был разграблен, а затем обезображен, храмы использовались под склады, келейные корпуса – под жилье. Степень деградации очевидна из моих фотографий, сделанных в начале 1990-х годов, вскоре после возвращения монастыря Русской Православной Церкви в апреле 1991 года.

В 2009 году, когда в России торжественно отмечалось трехсотлетие кончины святителя Димитрия, и центром празднования стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, отреставрированный собор св. Димитрия был освящен патриархом Московским и всея Руси Кириллом. К юбилейной дате была изготовлена третья серебряная рака для мощей святителя, украшенная эмалью и финифтью.

Многолетние восстановительные и реставрационные работы вернули Спасо-Яковлевский монастырь - обитель святителя Дмитрия Ростовского, в достойный ряд самых выдающихся монастырей Центральной России.

Уильям Брумфилд
******
В начале ХХ века русский фотограф Сергей Прокудин-Горский изобрел сложный процесс для цветной фотографии. Между 1903 и 1916 годами он путешествовал по Российской империи и сделал более 2000 фотографий по своей новой технологии, при которой для каждого снимка объединялись три экспонирования на стеклянной пластине. В августе 1918 года он покинул Россию с большой частью своей коллекции стеклянных негативов и в конечном итоге обосновался во Франции. После его смерти в Париже в 1944 году, его наследники продали эту уникальную коллекцию в Библиотеку Конгресса. В начале XXI века библиотека оцифровала коллекцию Прокудина-Горского и сделала ее доступной для широкой публики. В 1986 году историк архитектуры и фотограф Уильям Брумфилд организовал первую выставку фотографий Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса. За период работы в России, начиная с 1970 года, Брумфилд посетил большинство мест, где побывал Прокудин-Горский, и сфотографировал места и объекты, запечатленные на исторических снимках русского фотографа. Эта серия статей будет сопоставлять взгляды Прокудина-Горского на архитектурные памятники с фотографиями, сделанными Брумфилдом десятилетия спустя.
******
Источник:
Сайт «Russia Beyond», международный мультимедийный проект АНО «ТВ-Новости»
дата публикации 2020.01.10