Богогласный песнопевец
вятитель Димитрий Ростовский по своему образованию принадлежал к числу просвещеннейших мужей своего времени. На ярославской земле были написаны многие из его великих трудов, обогативших русскую духовную мысль.
Нам он известен как проповедник, учитель, добрый пастырь народа и «неподражаемый в повествовательном слоге писатель, красноречивый вития, богогласный песнопевец».
Вступив в управление Ростовской епархией, Святитель с пламенной ревностью отдался попечениям о спасении вверенной ему паствы. Так как недостатки духовенства происходили прежде всего от его непросвещенности, то Святитель устроил в Ростове при своем митрополичьем доме училище для детей священнослужителей, где наряду с другими предметами преподавалось и пение. В «Учебнике грамматики» того времени один ученик, именем Михаил, оказывается весьма способным к пению. Речь учителя к ученикам тоже указывает на пение: «премудрости чада, книги любите, не токмо тыя, яже чтутся, имже научистеся, наченши от перваго аз, даже до последняго ипсилон, но и яже поются чрез низкое ут, и высокое ля».
Вновь учрежденная школа состояла из трех отделений, и в каждом был особый учитель. Но Святитель Димитрий сам был здесь главным учителем и воспитателем. Он часто заходил в училище, слушал учеников, иногда заменял учителей, сам объяснял уроки, в посты исповедовал учеников и приобщал Христовых Тайн. По праздникам Святитель собирал учеников ко Всенощной и Литургии в соборную церковь и следил за посещением ими Богослужений, для чего во время Всенощной, после первой кафизмы, благословлял учеников, наблюдая, нет ли отсутствующих.
Будучи на Ростовской кафедре, Святитель Димитрий по образцам киевским устроил в духовном училище многоголосный хор и сам руководил им. При митрополичьем Богослужении обычно пел хор учеников, сопровождая Владыку иногда даже в другие приходы. Пение хора составляло великое утешение для его возвышенной, созерцательной души. Святитель любил и певчих своего хора. Так, в день своего тезоименитства, за три дня до смерти, Святитель Димитрий не мог сам произнести поучения, а заставил читать «певчаго».
Музыкальное образование Святитель Димитрий получил в певческой братской школе Киевского Богоявленского монастыря (основателем которого был известный украинский просветитель и политический деятель Лазарь Баранович), где не только учили пению и музыке, но умели внушить любовь к этому занятию. С музыкальным искусством он был хорошо знаком и питал к нему особенную любовь и расположение; писал стихи (будучи учеником братской школы, он обратил на себя внимание некоторыми самостоятельными работами в стихотворстве) и перелагал их на музыку, составляя вокальные композиции для исполнения хором.
В певческой литературе в области церковно-богослужебного пения имеется небольшой список его музыкальных творений, о существовании которых в настоящее время практически никому не известно. Певческое предание из рукописных нот некоторым напевам, близким по напеву к псальмам, дает название «распева Свт. Димитрия». Сохранились две «Херувимские песни», положенные на 4 голоса. Одна – в рукописных нотах, другая – переложение свящ. М. Георгиевского (издание В. Гроссе, Москва, 1886 г.), где указано: «Старинный роспев, известный в народе под именем Димитрия Святителя Ростовскаго». У того же свящ. М. Георгиевского есть «Хвалите имя Господне», названная «ростовской», а у Ф. Степанова – «Милость мира» с тем же названием; по рукописным нотам так же эти №№ приписываются Свт. Димитрию.
Но все же в певческой литературе Святитель Димитрий Ростовский более известен как сочинитель псальм или духовных кантов, положенных им же на музыку. Определение «кант» было заимствовано из Польши («кантычками» назывались там сборники религиозного содержания). В текстах и напевах кантов встречаются многочисленные обороты польского, а также украинского и белорусского происхождения, указывающие на истоки этого жанра. Песни подобного рода, культивировавшиеся православными братскими школами, служили одним из средств противодействия католическому влиянию и утверждения своей национальной самостоятельности.
В конце XVII и в течении XVIII столетий сборники песнопений церковного характера появлялись у нас, и особенно в юго-западной России, в весьма большом количестве, под названием «Псальмов», «Духовных кантов», «Богогласников» и т. д.
Один из таких сборников, принадлежащих пиитическому и музыкальному перу Святителя Димитрия, во второй половине XIX века был подарен игуменией Павлой, настоятельницей Ростовского Рождественского женского монастыря, о. Аристарху Израилеву. (Священник Аристарх Израилев – известный знаток и исследователь колокольных звонов; в течение 45 лет, с 1842 г., исполнял обязанности священника при монастыре.) В этом сборнике был обнаружен и самый известный псалом Свт. Димитрия «Иисусе мой Прелюбезный...» с акростихом «Иеромонах Димитрий». На умилительный напев этого псалма в Ростовском Рождественском женском монастыре издавна на слух распевали «Херувимскую песнь». Священник Аристарх Израилев переложил ее на четыре голоса и обозначил как «напев Ростовского Рождественского женского монастыря». В 1893 г. в Москве она была напечатана в нотном издательстве П. Юргенсона.
Этот же псалом был написан полууставом внизу на иконе Распятия Христа Спасителя, находившейся в Ростовском Яковлевском монастыре на паперти главной церкви, в которой почивали мощи Свт. Димитрия. Икону эту, вместе с псалмом, писал иеромонах Амфилохий, который при раке мощей Святителя служил 43 года (1781-1824), и она была у него келейной иконой.
В1885 г., 4 июня, Великий Князь Владимир Александрович посетил г. Ростов и обращенную в музей Ростовских древностей Белую Палату, в которой (по легенде) когда-то Святитель Димитрий угощал Петра Великого. Здесь, в присутствии Его Высочества, учениками Ростовского Димитриевского Духовного училища под руководством о. Аристарха, был пропет псалом Свт. Димитрия «Похвалу принесу сладкому Иисусу». Пение псалма вызвало одобрение Великого Князя. Как этот псалом Свт. Димитрия, так и другие его псалмы, по напевам и по содержанию произвели умилительное впечатление на всех присутствующих.
Относительно литературных достоинств стихов, которыми написан текст кантов, можно сказать то же самое, что и о всех стихотворениях того времени, а именно, что они «соответствуют младенчеству, в котором находилась тогда в нашем отечестве поэзия», как справедливо выразился один писатель о стихах, сочиненных на кончину Свт. Димитрия Стефаном Яворским.
Что же касается содержания стихотворных текстов псалмов (кантов) Свт. Димитрия, то они проникнуты глубоким религиозным чувством, возвышенны и назидательны: в них выражено глубокое смирение и сокрушение о грехах, благоговение перед величием Творца, твердое упование на милосердие Божие, любовь и преданность Сладчайшему Иисусу и теплое обращение к Заступнице всех верующих, Божией Матери. Мелодии кантов благообразны, умилительны, чужды всякой вычурности и просты. О. Аристарх сохранил оригинальный напев их, выдержал верное слогоударение. Ритмы мелодий и размеры для них он сделал по своему усмотрению. Поэтому насколько в переложении о. Аристарха Израилева псалмы верны своему оригиналу и насколько в них сохранилась историческая подлинность, сказать трудно, но если судить с общемузыкальной точки зрения, то можно сказать, что изложение о. Аристарха обладает несомненными достоинствами: благообразием, простотою и удобны для исполнения.
Движимый желанием сохранить эти нигде ранее не напечатанные, полузабытые песнопения Свт. Димитрия и дать более широкое распространение им, о. Аристарх воспользовался имевшейся у него старинной рукописной книгой, гармонизовал и переложил 8 псалмов (кантов) на 4 голоса. В 1889 г. в Москве был издан отдельной брошюрой текст псалмов.
А в 1891 г. также в Москве, в типографии А.И. Снегиревой, был напечатан сборник «Псалмы или духовные канты, Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго» с текстом и нотами для четырехголосного исполнения и описанием жизни Святителя. В предисловии о. Аристарх приводит доказательства, что эти 8 псалмов действительно сочинены Свт. Димитрием – в старинной рукописной книжке все эти псалмы помечены как принадлежащие Святителю.
В книге В. Нечаева «Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский», М., 1849 г., на стр. 105 напечатано: «До нас дошло несколько умилительных песнопений Свт. Димитрия, известных под именем псалмов, или духовных кантов. Это молитвенныя излияния души, ничего не знающей выше любви к своему Господу и Спасителю. Трогательные напевы усиливают их действие на душу... Сии песнопения, по преданиям Ростовской Яковлевской обители и по другим свидетельствам, принадлежат Свт. Димитрию».
В 1892 г. Преосвященный Амфилохий, епископ Угличский, издал, в виде отдельного приложения к Ярославским Губернским Ведомостям, на большом листе «Псальмы Святителя Димитрия», но уже в количестве 15, собрав их из рукописей Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Заставки, заглавные буквы и украшения, рисованные самым Святителем Димитрием в Киеве, воспроизведены в этом издании из рукописи самого Святителя.
В конце XIX века в Московском Румянцевском музее в рукописном фонде хранились 4 книжки нотных кантов. В одной из них помещен псалом Свт. Димитрия с акростихом «Димитрий Савич архимандрит Новгородский» (Святитель Димитрий, как известно, был сын сотника Саввы Григорьевича Туптало). Этот акростих имеет чрезвычайную важность: он не только удостоверяет о принадлежности псалма Святителю, но приблизительно указывает и время его составления. Святитель Димитрий в сане архимандрита настоятельствовал в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северске с 17 сентября 1699 г. до февраля 1701 г. Следовательно, в этот недолгий период настоятельства в Новгород-Северском монастыре и был составлен этот тесненный венец, сплетенный Святителем в честь и славу своего небесного покровителя - «патрона» (так называет Святитель в своих записках св. вмч. Димитрия Солунского).
1 -я часть псалма посвящена прославлению мученического подвига святого страстотерпца.
«Добраго воя Царевы избранна
Иисусу Христу, врагом непопранна,
Мученик славу – Димитрия чтем мы
И песней венец ему соплетем мы...»
2-я часть псалма носит характер молитвенно-просительный. Святитель Димитрий сначала для всех испрашивает помощи у своего небесного покровителя, а потом себе, «именоносцу», просит долгой жизни на земле и вечного царства на небе.
«Стани во помощь всегда вооруженный
Копием, крестом дати, возлюбленный,
Именоносцу, да долго здравствует
И вечне в небе с Христом да царствует».
Святитель Димитрий скончался 28 октября 1709 года. Трогательны обстоятельства, сопровождавшие его блаженную кончину. В них выразилась вся полнота любви и смирения. Чувствуя приближение смерти, он в последний раз призвал к себе певчих и велел пропеть сочиненные им духовные песни: «Иисусе мой Прелюбезный», «Надежду мою в Бозе полагаю», «Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя рад осте». Он слушал певчих, греясь у натопленной печки, и это пение услаждало его душу звуками. По окончании пения, отпустив всех, он оставил при себе любимого своего певчего и «усерднейшаго в трудах ему помощника» Савву Яковлева, который был переписчиком его сочинений. Он продолжал с ним беседовать, рассказывал ему о своей жизни, как он провел ее в юности и в совершенном возрасте, и как он молился Господу Богу, Пречистой Его Матери и всем Святым угодникам Божиим. «И вы, дети, такожде молитеся», – прибавил Святитель. Потом благословил певчего и, провожая его из кельи, поклонился ему едва не до земли и благодарил его за усердие в переписке сочинений. Пораженный таким смирением своего Владыки и столь низким поклоном, певчий, заплакав, удалился. Это был последний человек, юный певчий Савва Яковлев, видевший Святителя Димитрия живым.
Вот и все, что известно о певческой деятельности Ростовского Святителя. Димитрий Ростовский прославлен Церковью ревнителем Православия, искоренителем раскола, Ростовским целебником и «песноначинателем» Ростовского края, оставившим нам назидание «во псалмех, и пениях и песнях духовных».
Зуммер Л. А. «Богогласный песнопевец» // Ярославские епархиальные ведомости. 2007 г., октябрь. № 195. С. 16-18.