Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «Мы должны научить своих детей любить людей»

Рубрика: Современная летопись обители
Просмотров: 217
Подписаться на комментарии по RSS

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко)Возлюби Господа равно возлюби ближних. Ведь Бог есть Любовь. Если мы не научим своих детей любить людей – уважать их, не обижать, то получим на выходе всегда конфликтный результат.

– Отец Сильвестр, как Вы считаете, что главное сегодня в воспитании юношества с точки зрения сложной ситуации в мире?

– И сегодня, и всегда основное в воспитании детей и молодежи – научить их чувствовать и проявлять любовь к своим родителям, к своим близким, к своему Отечеству. Научить своих детей любить людей. Дать им знание о том, что творить добро необходимо. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя». Возлюби Господа равно возлюби ближних. Ведь Бог есть Любовь.

Если мы не научим своих детей любить людей – уважать их, не обижать, а будем учить их каким-то другим ценностям, которые нас никак не могут сблизить, то мы получим на выходе всегда отрицательный, конфликтный результат. Любовь умеет прощать, она милосердна, она жертвенна, она дает возможность человеку надеяться на будущее. Нельзя жить без любви, базируя свое мировоззрение на иных понятиях, например, как зачастую бывает, – на понятии справедливости, которую все трактуют по-разному, поскольку справедливость субъективна, она у каждого своя, так же, как правда – у каждого своя. Это приведет только к одному – к раздору.

Осознание этого должно прививаться уже в детстве.

– А если дети уже взрослые… Последние десятилетия все больше молодежи, воспитанной в вере – в разных религиях. Но тем не менее, достаточно много подростков, далеких от ценностей, которые являются основополагающими. Каким образом родители, педагоги, школа, общественные организации смогут объяснить молодежи, как отличить добро от зла в условиях, в которых мы сейчас живем, – драма Украины, опасность ИГИЛ? Детям порой сложно разобраться в противоречивом потоке информации. Часто у них возникает вопрос, как им относиться к сверстникам в Украине, к тем молодым людям, которых интересует радикальный ислам? Как спасти молодежь от «ловцов неокрепших душ»?

– Да, не все с детства получают навыки отличать хорошее от дурного, не всех воспитывали в любви к Отечеству. Само понятие «патриотизм» уже по-разному воспринимается молодежью и взрослыми… Далеко не все одобряют и это слово, и это чувство. А ведь это очень важное чувство, ключевое. И начинать воспитание нужно именно с любви к своему Отечеству, к своей истории, к традициям и культуре.

– А каковы формы этой работы?

– Формы разнообразны. Одна из форм, уже достаточно широко известная: проект «СОЮЗ – Наследники Победы». На сборы «СОЮЗ» приезжают дети из разных регионов России и стран СНГ. Национальные команды переформируются в отряды, и в каждом представлены все республики – многонациональная общность.

Тренируясь, занимаясь и отдыхая вместе, ребята разных национальностей учатся общаться, вместе выполнять задачи, преодолевать трудности, сохранять добрые отношения в состязании, учатся чувству товарищества, уважению друг к другу.

И в то же время – уважению к руководителю и ответственному отношению к общим интересам. Учатся, как говорится, на практике. Без этого на Сборе нельзя.

Кроме того, ребята узнают не только историю других стран и народов, но и общую историю, которая их объединяет.

А у нас действительно общая история. И для многих подростков из бывших республик СССР становится откровением то, что совсем недавно их страна входила в большое единое государство, в котором, невзирая на разные национальности, вероисповедание, традиции, культурные особенности, мы были единым народом.

Мы были объединены любовью к единому Отечеству. И раньше – до революции 1917 года, мы тоже были объединены и было совместное бытие… И совместные свершения и победы. К сожалению, сегодня не во всех республиках, у себя дома, дети и молодежь могут это узнать.

– Батюшка, как Вы считаете, имеет ли смысл в рамках общественных объединений объяснять молодежи смысл мировых религий, смысл других вероисповеданий, в чем смыкаются вероучения?

– Нет, этого не надо. Религиозным просвещением занимаются другие, например, конфессиональные организации.

Достаточно изучения истории тех государств, представители которых участвуют в международных мероприятиях, в рамках этой истории есть и история религий.

Все хорошо в комплексе. Можно знакомить ребят с историей взаимоотношений между странами, указывая иногда на те моменты, которые приводили к конфликтам. А приводили к конфликтам все те же представления о том, кто прав и кто не прав, представления о справедливости и несправедливости – и с этой точки зрения шло разделение территорий и принимались исторические решения, приведшие к драмам целых народов, войнам и огромным человеческим потерям.

– В Армении мы осознали, что память о Геноциде армян во времена Османской империи – открытая рана по сей день. И это понятно. Эта рана кровоточит и в сердцах армянской молодежи. Несмотря на то что прошло 100 лет, для армян это, видимо, еще недавняя история, и генетическая память жива… Или Нагорный Карабах…

– Уничтожался конкретно армянский народ. Полтора миллиона было уничтожено. Память сохранена, ее не выбросишь.

Но такие больные места все-таки надо учиться залечивать, решать миром, чтобы это не повторилось вновь. У других народов тоже есть память, из которой не стереть массовое уничтожение людей разных национальностей… Но при этом мы находим возможность общаться … Понятно, что народом руководили определенные силы, и конечно, не весь народ, который жил в Турции, поддерживал злодейское истребление армянского населения. Так же, как и в Германии не все поддерживали зверства фашизма, были и антифашисты, и они гибли в лагерях. Ответное зло не творит позитива, оно приводит все к новым и новым конфликтам, поэтому всегда надо идти с добром и жаждой посеять добро. И, прежде всего, в своей душе и в душах наших детей. И нужно думать о том, как разрешить это совместно, – вот как на «СОЮЗе» на уровне детей – найти взаимопонимание, развивать доброе начало в отношениях стран – чтобы в будущем не быть врагами, а уметь и желать все решать мирным путем.

– Сбор «СОЮЗ» успешно работает девять лет. Что нового нужно внести в этот проект, чтобы поднять его на новый качественный уровень и расширить перспективы?

– Я думаю – вывести на государственный уровень. Сегодня этот проект должен быть уже не делом отдельной общественной организации, существующей усилиями конкретных людей-подвижников.

Он может стать государственным проектом, тем более что «СОЮЗ – Наследники Победы» имеет позитивный результат, уникальный опыт, который можно и нужно распространять.

На Сборе «СОЮЗ» никогда не было и нет попыток кого-то обвинить, осудить и нет никакого злопыхательства и агрессии по отношению к другим народам и странам. Да, все участники Сбора знают о сложностях в современных взаимоотношениях некоторых республик постсоветского пространства. Вспоминают, что и в прошлом не все было гладко. Но главное, что знают все, кто когда-либо бывал на Сборе «СОЮЗ»: мы все – наследники Победы. И в этом году – году 70-летия Великой Победы, ребята из всех стран – участниц Сбора говорили о том, что все мы были одним народом и плечом к плечу шли в бой и совместно победили фашизм.

В «СОЮЗ» каждый год вливаются все новые и новые коллективы молодых людей, он имеет большую популярность у молодежи, ребята из всех регионов России и других стран стремятся туда снова и снова. А многие, уже выходя из возраста подростков, продолжают дружить между собой. Эта дружба – залог единства внутри России и мира между странами-соседями. Пройдя эту школу, ребята будут хранить доброе отношение как к России, так и к другим государствам, юные представители которых принимали участие в Сборе «СОЮЗ».

Беседовала Людмила Кукоба