Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «В духовной жизни человек обретает себя в Боге»
Просмотров: 7062
Подписаться на комментарии по RSS
27 января архимандриту Сильвестру (Лукашенко) исполнилось 60 лет. В этот день в храме св. муч. Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского района, где более пятнадцати лет настоятелем служит отец Сильвестр, был большой праздник. Божественную литургию в сослужении юбиляра, благочинного и священнослужителей Ростовского округа совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон.
Поздравить отца Сильвестра с праздником прибыло ярославское духовенство, духовные чада и близкие друзья.
Около тридцати лет отец Сильвестр служит на приходах Ярославской епархии. Его наставниками в пастырском служении были достойные архипастыри Церкви, светильники веры и благочестия — митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров).
На протяжении многих лет отец Сильвестр ведет активную духовную и миссионерскую работу по окормлению своей многочисленной паствы, в которую входят и военнослужащие, и деятели культуры, театра, кино, и знаменитые и начинающие спортсмены. Батюшка принимал участие как духовник во Всемирных играх на международных аренах.
В настоящее время отец Сильвестр духовно окормляет братию Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова Великого.
Многое можно рассказать о жизни отца Сильвестра, о его выборе священнического пути, об исканиях и о встречах. Мы надеемся, что еще не один раз сможем поговорить с ним об этом. Но сегодня хотелось бы встретиться с отцом Сильвестром как с духовником, как с человеком, который имеет нечто ценное и может этой ценностью поделиться.
- Отец Сильвестр, мы знаем, что Вы очень часто посещаете святые места, неоднократно бывали в разных странах мира. Совсем недавно Вы ездили на Святую Гору Афон, в Ватопедский монастырь. Расскажите об этом подробнее.
- На Святую Гору мы ехали конкретно в Ватопед, чтобы снять фильм о его святынях, в том числе и о Поясе Богородицы. Но эта поездка не была приурочена к принесению Пояса Богородицы в Россию. Промыслом Божиим случилось так, что мы оказались в монастыре именно накануне этого события. Поэтому та работа, которую сделала съемочная группа Аркадия Мамонтова, позволила дать информацию, некое представление людям на момент появления святыни у нас в России. В этом уже была помощь...
Нам надо было отснять сюжет о семи чудотворных иконах, и не просто отснять, но и рассказать о них, а кроме этого сделать материал о Поясе Пресвятой Богородцы, о святых мощах, об Андреевском ските, посетить келию старца Иосифа Ватопедского, предыдущего настоятеля. Он скончался в 2009 году. Две монастырские иконы в 2011 году стали благоухать. Одна - в келии старца Иосифа, а другая - в келии отца Ефрема. Это как бы подчеркивает духовную преемставенность отца Ефрема от старца Иосифа Ватопедского.
Мы ехали в Ватопед делать фильм не только о святынях, но и о жизни Ватопедского монастыря.
- Почему такое внимание к афонской обители? Что может современный человек почерпнуть для себя в совершенно ином мире, в мире с иным пульсом жизни?
- Мы постарались через жизнь одного из афонских монастырей, в частности Ватопеда, рассказать, прежде всего, о самом Афоне, а вместе с тем и о монашестве в целом.
Чем заинтересовал нас Ватопед? Там есть монахи из многих стран. Например, архивариус из Бразилии. Есть американцы, сербы, болгары, грузины... Приезжают паломники из разных стран. И вот что интересно — не обязательно православные. Среди них бывают и католики, и англикане, и представители других конфессий. Но все они только те, у кого сердце расположено к этой монашеской жизни, к этому подвигу. Никто не знает, что будет с ними потом, как сложится их жизнь. Но все понимают: человек, побывав на Святой Горе, видит происходящие в его душе изменения... Вполне возможно, что они в будущем и примут Православие. Такие случаи неоднократно происходили. Может быть, не все, но к Православию они будут относиться с благоговением. Для них это нечто удивительное, искреннее, истинное, где они нашли Любовь, нашли утешение. Вот в чем главное. Вот что на Святой Горе поражает. В монастыре они увидели и почувствовали любовь братии ко Христу, между собой и к нам, грешным, к этому миру, живущему по законам справедливости, но не любви.
Стяжание любви
- Можно сказать, что просветительская миссия монастырей в этом и заключается?
- Да. В стяжании любви. Любовь просвещает. И люди изменяются. В монастыре, например, за трапезой время от времени говорит слово настоятель. Он рассказывает истории из жизни подвижников, далеко не всегда афонских, из жизни православных обителей и общин со всего мира. Для того, чтобы это легло на сердце и братии, и приехавшим паломникам. А братия воспитывается в уважении к людям: к паломникам, к гостям. Ведь все ищут Бога. А Господь Сам вразумляет приходящих к Нему.
- Не было языкового барьера?
- Нет. В монастыре чувствовалась доброжелательная атмосфера. Хотя сначала на нас смотрели с некоторым недоумением, потому что мы снимали открыто, снимали в разные моменты, в том числе и внутренней жизни обители. Но когда настоятель рассказал монахом, что это делается для России, что вслед за этим Пояс Богородицы поедет в Россию, отношение к нам совершенно изменилось. На смену недоумению пришло полное добродушие.
Сейчас в монастыре - несколько монахов, которые знают русский язык. Трое из них родом из России: один — грузин, другой — из Одессы, третий приехал из России. И представитель Ватопедского монастыря в Протате, в правительстве Афона, также русский — монах Косьма. Он нам показывал Андреевский скит, принадлежавший некогда России, но из-за отсутствия братии перешедший к грекам, к Ватопеду.
- Ватопед и монастыри России всегда поддерживали связь между собой. Был ли Ватопедский монастырь связан с ярославскими обителями?
- Действительно, в России подвизался выходец из Ватопеда преподобный Максим Грек. Связана обитель и с нашей епархией. В Спасо- Яковлевском Димитриевом монастыре есть икона Божией Матери из Ватопедского монастыря. Она была келейной у святителя Димитрия. Преподобный Максим Грек привез из обители кальку иконы Божией Матери, и, когда писали с этой кальки икону, сделали зеркальное отображение.
Нынешние ватопедские монахи почитают преподобного Максима, почитают и других монахов, которые были отправлены в Россию, чтобы помочь с переводом богослужебной и святоотеческой литературы, с переводом Священного Писания, с устроением монашеской жизни. Наверное, почаще надо вспоминать и говорить об этом.
Ватопед вообще был в хороших отношениях с Россией. У них хранятся грамоты, где разрешалось собирать вспомоществование для ватопедского монастыря в России. Были и вклады русских царей, известно, что и Петр Первый приносил дары.
- Сейчас Вы сами являетесь духовником одного из самых крупных мужских монастырей в нашей епархии — Спасо-Яковлевского Димитриева. Знаете хорошо монашескую жизнь и много общаетесь с разными людьми и, как уже говорилось, много паломничаете. Почему в наши дни довольно часто приходится слышать, что кто-то из паломников, приехав в тот или иной монастырь, не находит любви и понимания у братии? Может быть, та встреча, которой мы удостаиваемся в святом месте, зависит от нас самих, от нашего духовного состояния, от состояния нашего сердца? Как изменилось духовное состояние современных православных людей по сравнению с жившими несколько сотен лет назад?
- Мир изменился. Во всем присутствует борьба за справедливость. Ее сейчас добиваются женщины, мужчины, теперь даже и дети. Но ведь это борьба ни за что, за пустое. Всем кажется, что, достигнув некой справедливости, мы достигнем на земле идеального общества. Это ложь. Двигаться надо в направлении любви, милосердия. Без любви нет христианства. Без справедливости — есть. Ибо справедливость часто является орудием лукавого духа. Он орудует справедливостью, противопоставляя и людей и общество друг другу. Возникают войны, революции, мятежи, противостояния и распри между людьми.
Справедливость царствует в аду. Согрешил — получи... А Любовь царствует в Царствии Небесном. И мы туда попадаем по любви Божией, по Его милосердию, когда мы действительно ищем этой любви. По вере вашей да будет вам. Ищешь любви – она в Царствии Небесном. Ищешь справедливости - пожалуйста, в ад. Справедливость почивает на могиле любви.
Удивительно, как люди обманулись и несколько веков ищут этой справедливости. А то, какие мы сейчас есть, — это результат поиска не Бога, не любви.
В монастыре монахи пытаются открыть эту истину о стяжании в сердце любви. В Ватопеде есть любовь, и монахи готовы поделиться ею, готовы поделиться заботой о людях, внутренней открытостью. Вот и рвутся паломники в монастырь. Хотят прикоснуться к теплоте сердечной, согреться.
Живая традиция
- В связи с этим такой вопрос. Говорят, что греки сохранили преемственность и традицию, а русские ее утеряли из-за гонений на Церковь. Поэтому сетуют на то, что у нас монашеская жизнь возрождается достаточно тяжело. Есть даже такие случаи, когда из разных монастырей едут в афонские обители, чтобы поучиться. Действительно ли традиция имеет здесь большое значение?
- Конечно. Но имеется в виду традиция не культурная, а духовная. Я посмотрел, что, например, в Ватопед приезжают из разных монастырей, даже архимандриты, и там живут на послушании как простые послушники. И чай принесут, и приберут. Так проходят все монастырские послушания в течение трех лет. Это делается для того, чтобы прикоснуться к живой традиции жизни во Христе и принести ее в свой монастырь. Принести правильное внутреннее устроение духовной жизни. Чтобы человек понимал, что главное в духовной жизни, а что второстепенное. Потому что иногда мы путаемся в простых вещах. На первый план обязательно ставим жесткий порядок, выполнение указаний, строгое подчинение. Но ведь послушание должно быть доброе, с любовью... Так соблюдается внутренний закон: я должен послужить братии, потому что в сердце есть любовь к Богу, любовь к ближнему.
Правильное духовное воспитание строится на любви. Игумен воспринимается как любящий отец, как любящий Отец воспринимается Бог. Любящего отца боятся обидеть не из страха, а из любви, чтобы не сделать ему больно.
- В начале беседы мы задались вопросом, что же именно может современный человек почерпнуть для себя в монашестве? Так что же?
- Настоящую жизнь. Настоящую любовь. Жизнь, в которой нет суеты, погони за земными благами. В монастыре время как бы останавливается, и те, кто пришел сюда, начинают пребывать в вечности. Это действительно большая радость. И человек в этом по-настоящему раскрывается и находит себя в Боге.
Беседовала монахиня Екатерина (Парунян)
Публикация: Ярославские епархиальные ведомости. 2012, февраль-март. С. 8-9