Архимандрит Аполлинарий и готические завершения монастырских башен
Просмотров: 676
Подписаться на комментарии по RSS
одготовка доклада для Московских «Златоустовских чтений» стала поводом к тому, чтобы более внимательно присмотреться к истории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря первой четверти XIX века, а точнее к периоду 1806-1818 годов – к тому времени, когда во главе обители находился архимандрит Аполлинарий (Пуляшкин), в прошлом – настоятель Московского Златоустовского монастыря.
Оказалось, что он большое внимание уделял поддержанию монастырского архитектурного ансамбля в должном порядке. Так, при нем был сделан капитальный ремонт Спасо-Преображенского храма, а на колокольне установлены новые боевые часы, он способствовал украшению интерьера Зачатиевского собора.
А главное – именно при архимандрите Аполлинарии и, несомненно, по его решению, монастырские башни и ворота обрели новый облик, в котором явственно проявились черты готической архитектуры.
Перестройка производилась планомерно и поступательно – первыми, начиная с 1808 года, изменили свой вид башни монастырской ограды – сначала две башни парадного фасада, затем две, обращенные на хозяйственный двор. Их надстроили пролетными фонарями – высокими стрельчатыми арками «готической архитектуры», которые завершались шатрами.
Несколько лет спустя приступили к перестройке ворот. В 1812 году – над северными въездными воротами был построен второй этаж в том же готическом стиле, с полуколоннами и с полукруглым куполом, а в следующем году такое же завершение получили южные, водяные, обращенные к озеру ворота.
Подтверждением тому служит уникальный документ – поздняя монастырская хроника, своеобразный дневник, который велся в монастыре в конце XVIII-XIX веках.
Вот что там говорится о перестройке башен и ворот:
1808 год – «Построены на две угловыя передния башни пролетные готической архитектуры фонари, вышиною по три сажени, и покрыты шпицы на оных железом».
1809 год – «Построены на две задния угловыя башни пролетные готической архитектуры фонари, подобные и равные мерою передним, и шпицы их покрыты железом».
1812 год – «Построен над монастырскими въезжими воротами с северной стороны второй этаж пролетной готической архитектуры, вышиною на восемь аршин, с полуколоннами и с куполом, покрытый железом».
1813 год – «Построен на южных вратах к озеру второй этаж готической архитектуры пролетной с полуколоннами и с куполом, покрытым железом».
Как видим, перестройка четырех башен и двух ворот хронологически укладывается в период настоятельства архимандрита Аполлинария.
Важно подчеркнуть, что в документе прямо назван архитектурный стиль, которому следовали при возведении новых башенных завершений. Более того, указание на «готическую архитектуру» - повторяется четырежды, в каждом случае, когда в хронике говорится о надстройке башен и ворот, следовательно, современник вкладывали в это понятие особый смысл, оно имело для них значение.
Привнесение элементов готики добавило эклектики в архитектурные формы ансамбля, но, следует признать, одновременно усилило его уникальность и своеобразие.
Готические завершения монастырских башен – выразительные, характерные, узнаваемые, стали визитной карточкой монастыря. Сегодня мы уверенно можем заявить, что они служат зримым памятником настоятельства архимандрита Аполлинария, его вкладом в оформление архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Приятно отметить, что улучшение облика монастырских башен продолжается и в наши дни. На башнях установлена ночная подсветка, и теперь они не теряются в темноте – их высокие арочные пролеты прекрасно различимы на фоне ночного неба.