Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского
 

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл «Сопричастность истории и связь с родной землей»

- Владыка, как Вы считаете, станет ли когда-нибудь возрождение национальных святынь приоритетом в политике государственной власти?

- Я с болью смотрю на белокаменные стены кремля в Ростове Великом. Это величайшее сооружение, которому нет равных, наверное, нигде в стране. И в каком убогом состоянии находится этот прекрасный памятник! Неужели всю заботу об этом национальном достоянии обязан нести местный музей или все силы на его сохранение должны бросить власти Ярославской области? К сожалению, никаких региональных ресурсов и местных денег тут не хватит.

А столичные бизнесмены интересуются Ярославским краем, только чтобы скупать для своих нужд сравнительно дешевую землю.

Я уверен, что ситуация обязательно изменится. Возрождение национальных святынь должно стать именно национальным делом, причастность к которому чувствует каждый гражданин страны.

- Мы беседуем с Вами в преддверии 300-летнего юбилея блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского. Промыслом Божиим Вы ныне возглавляете эту кафедру. Что, на Ваш взгляд, является главным в деятельности митрополита в Ростовской епархии?

- Следует отметить, образование архиерейской кафедры в городе Ростове Великом произошло почти одновременно с просвещением Руси светом Православия. Многовековая история Ярославской земли неотделима от истории Российского государства. Все, что происходило в нашей стране на протяжении последнего тысячелетия, нашло свое отражение и в истории Ярославской губернии. Переславль-Залесский дал Родине святого князя Александра Невского, Ростов – преподобного Сергия Радонежского, Углич - царевича Димитрия, Рыбинск – святого праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Серафима Вырицкого. Последнее столетие истории нашего края освящено кровью ново-мучеников и исповедников, которые, по примеру Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского), показали стойкость в вере перед лицом богоборческой власти.

Святитель Димитрий Ростовский - яркая звезда среди сонма святых нашей древней и богохранимой земли. Раньше каждый русский возрастал и мужал, набирался опыта вместе со святителем Димитрием, потому что каждый, как по азбуке, учился на Житиях святых, написанных и составленных им. Имя святителя Димитрия Ростовского стало синонимом и символом православного духовного образования, просвещения и миссионерства.

Он был любим народом. Почему? Потому что во времена государственного переустройства, когда Церковь из народной становилась государственной, святитель Димитрий был связующей нитью старого патриархального со стремительным, синодально преобразованным новым. По словам апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Святитель Димитрий ко всем имел любовь нелицемерную. Этой любви сейчас у нас нет. Мы ее не имеем от окружающих, да и сами ее не источаем, забывая о том, что Бог есть любовь. Святитель Димитрий был настоящим хранителем церковного Предания, на котором и основано существование нашей Церкви.

- Поток паломников со всей России к святым мощам митрополита Димитрия не иссякает два с половиной века. Как Вы думаете, почему Святитель так любим и почитаем?

- Святитель Димитрий – первый святой Российской империи. В его честь возводились многие храмы. Даже назывались целые поселения. Современный Ростов-на-Дону был когда-то Димитриевой Ростовской слободой. Для современников святитель Димитрий был интересен еще и тем, что он был настоящим монахом, аскетом. Это человек, который олицетворял лучшие христианские черты. Он был настоящим подвижником, который не играет в святость, а живет ею. И человеческие сердца эту подлинность, открытость и неподдельную любовь чувствовали, поэтому до сегодняшнего дня многочисленные паломники притекают к его целебным и святым мощам, приезжают в город Ростов Великий, в котором святитель Димитрий почитается как небесный покровитель. И заметьте, он провел в Ростове всего семь лет своей многотрудной жизни.

Святитель Димитрий вступил на Ростовскую кафедру, когда ростовская старина попала в эпоху забвения: возводилась новая столица, туда были обращены все взоры властвующих. Шли войны, постоянно возникали противоречия, рокотали бури, кипели страсти - все было тревожно. А в это время святитель Димитрий делает свое дело, к которому его призвал Господь. Он людей наставлял силой своего духа обращаться к подлинным христианским ценностям и проповедовал неустанно. Даже ходил пешком из Ростова в Ярославль, чтобы обратить людей к подлинному христианскому состоянию души. Святитель Димитрий каждодневно свидетельствовал о Христе.

Перед каждым из нас стоит задача христианизации общества - такого устроения жизни, когда русские люди будут стремиться каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, что делал святитель Димитрий, чему он учил, оставаясь современным и спустя три столетия после своей блаженной кончины. Он стал одним из наиболее любимых народом русских святых, истинным отцом и учителем, настоящим духовным пастырем, таким, какими были для своего времени св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов или св. Иоанн Златоуст. Как и они, он гармонично сочетал в себе личную святость с любовью к подлинной культуре, самоотверженно служа Господу и исполняя свой пастырский долг по отношению к ближним.

- Владыка, а что лично Вас больше всего беспокоит сегодня как архиепископа Ярославского и Ростовского?

Во всякое время Господь посылал угодников Божиих, которые были светочами для мира. На ярославской земле просияло множество святых, учащих нас следовать заповедям Божиим. Каждый из нас должен чувствовать связь с землей, на которой живет, сопричастность истории, которая связывает воедино прошлое, настоящее и будущее. И может быть, эта сопричастность возникнет, если мы возьмем в руки книги и станем читать «Жития святых» святителя Димитрия.

Сегодня общество предает забвению свои святыни. Соотечественники все больше энергии, сил и средств отдают для того, чтобы увлеченно путешествовать за пределами России, совершенно не уделяя внимания родной культуре и истории.

Сейчас русская провинция требует к себе внимания и особого отношения. Ведь наша история - это национальное достояние, и в ней мы можем найти немало поучительных и назидательных моментов. В ней - ключ к пониманию будущего нашей страны.

Сегодня можно запросто встретить разрушенный храм, возле которого высится новенький особняк, принадлежащий богатому человеку. Но разве может уважающий себя гражданин строить личное благополучие на развалинах великой культуры? А то, что это происходит, говорит о потере чувства причастности к многовековой истории России.

Очень надеюсь, что мы придем к эпохе любви к своей земле, на которой Господь судил нам родиться и жить.

Ярославские епархиальные ведомости. 2009 г., октябрь. №220. С. 12-14.