А.Н. Муравьев о погребении Святителя Димитрия в Яковлевском монастыре и обретении его святых мощей
ндрей Николаевич Муравьёв (1806-1874) – известный православный духовный писатель и церковный историк, паломник и путешественник, Почетный член Императорской академии наук.
Мы предлагаем вниманию читателей небольшой фрагмент из его книги «Жития святых Российской Церкви», опубликованной в 1859 г. В нем рассказано о кончине митрополита Димитрия, которая произошла 28 октября (10 ноября по нов. ст.) 1709 года и о его погребении в Яковлевском монастыре; об обретении мощей ростовского святителя, что состоялось память 21 сентября (4 октября по нов. ст.) и последующем причислении его к лику святых – в 1757 году.
Когда огласилось в Ростове о преставлении доброго и чадолюбивого пастыря, почти весь город стекся к честному его телу и поднялся горький плач народный, о добром пастыре, учителе и заступнике, оставившем сиротами свою паству. …
Завещание его было немедленно послано в Москву, в монастырский приказ, и, во исполнение его предсмертного желания, велено было в Яковлевском монастыре приготовить могилу в соборной церкви Зачатия Богоматери, в углу с правой стороны, и выстлать ее камнем; но по небрежению могильщиков, не без особого, впрочем, промысла Божия, не была выстлана камнем могила, а только сделан сруб деревянный, который от сырости скоро сгнил, и это послужило впоследствии к обретению мощей святителя.
Около месяца пребывало тело св. Димитрия в соборной его церкви нетленно, и во все сие время совершались над ним панихиды всенародные. Уже в последних числах ноября прибыл в Ростов местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан, исполнить данный им обет другу и, когда вошел в кафедральный собор, много плакал над гробом усопшего.
Тогда настоятели монастырей ростовских, соборные священники и многие из почетных граждан приступили к митрополиту, умоляя его погрести тело любимого ими святителя в соборной церкви, подле его предместника Иоасафа, где и всегда погребались митрополиты ростовские; но местоблюститель патриарший не решился изменить воле своего друга. Он сказал просящим: «Так как при самом вступлении своем на епархию Ростовскую преосвященный Димитрий предварительно сам избрал себе место упокоения в Яковлевском монастыре, то имею ли я право изменить оное?»
В назначенный для погребения день, 25-го ноября, местоблюститель патриарший отслужил торжественную литургию в кафедральном соборе и надгробное пение, со всеми священнослужителями города Ростова, причем сказал приличное слово в память усопшего. Потом, в сопровождении всего клира и народа, со многим плачем и чрезвычайным торжеством, перенесено святое тело в Яковлевский монастырь, где и положено, по завещанию, в правом угле соборной церкви, и надгробные стихи написаны были самим местоблюстителем Стефаном.
Замечательно, по любви святителя к воспоминанию страстей Господних, стечение дней для него значительных: скончался он в день пятничный, вскоре после своего тезоименитства, и погребен месяц спустя, также в день пятничный, посвященный памяти распятия Господня, и обретение святых мощей его случилось также в день пятничный, ибо сей великий подвижник, собиравший в течение своей жизни на пользу всего православного христианского рода жития святых, написанных на небесах в книге вечной, и сам, вскоре после своего отшествия от сей маловременной жизни, удостоился быть вписанным вместе с ними в той же вечной книге перстом Божиим и увенчаться венцом нетления.
После 42 лет, протекших от его погребения, 21-го сентября 1752 года, при разобрании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери обретены были нетленными его святые мощи в сгнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимым различными болезнями: слепые прозирали, немые говорили, расслабленные двигались и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах.
Внимая сим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод по освидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных Чудотворцев Российских 22-го апреля 1757 года.
Преемнику его по кафедре Ростовской митрополиту Арсению поручено было составить жизнеописание святого; а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои.
В следующем году благочестивая императрица Елисавета, по усердию к святителю, устроила для мощей его серебряную раку; а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам св. Димитрия и переложения их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана угоднику Божию.
Совершаются и доселе благодатные исцеления при мощах святителя, над которыми, уже в наше время, 40 лет неусыпно бодрствовал другой подвижник, гробовой старец иеромонах Амфилохий, оставивший по себе благую память и возлегший, как бы на страже, у порога церковного того храма, где покоятся мощи святителя (там же в преддверии почивает и его благочестивый племянник, архимандрит Иннокентий, долго бывший настоятелем Яковлевской обители).
Прославим Господа, по неизреченной своей милости проявившего столько благочестия уже во дни наши в смиренном граде Ростове и прославившего там многими чудесами нового великого светильника Российской земли, который является скорым помощником для призывающих его святое имя.
Молитвами сего великого православия ревнителя и искоренителя расколов, целебника Российского и цевницы духовной, уцеломудряющей всех своими писаниями, да сподобимся и мы: быть написанными в книге жизни агнца Божия вместе со всеми от века ему угодившими, к лику коих причислен и святитель Ростовский Димитрий».